Боролись до последнего. Как экипаж Ан-22 отвел падающий самолет от деревни

Пилоты и бортинженеры делали всё возможное, чтобы избежать катастрофы. © / Dmitriy Pichugin / Википедия

26 декабря вся Россия погрузилась в траур по пассажирам и экипажу военного Ту-154, упавшего в акватории Черного моря. TULA.AIF.RU вспоминает жертв другой страшной катастрофы, произошедшей в тульском небе в 2010 году. 

   
   

Исчез с радаров

В тот вечер военно-транспортный Ан-22 «Антей» с 12 членами экипажа на борту поднялся в воздух с аэродрома Балтимор, находящегося в Воронеже. Самолет направлялся на место постоянной дислокации – тверской аэродром Мигалово. Летчики доставили в воронежскую Военно-воздушную академию модель истребителя МиГ-31, служившую наглядным пособием для курсантов и теперь возвращались домой. Полет нужно было завершить как можно быстрее, времени на отдых не было, поэтому на борту находился сменный экипаж.

«Антею» предстояло покрыть чуть более 600 километров – пустяковое расстояние для самолета такого класса. Штурманы и бортинженеры были опытными профессионалами, а руководили экипажами военные летчики первого класса, майоры ВВС Андрей Белов и Сергей Солдатов. Новичков на борту самолета не было.

«Ан-22, запущенный в эксплуатацию в начале 1969 года, стал самым первым широкофюзеляжным самолетом, производимым в СССР и самым большим турбовинтовым самолетом в мире, – рассказывает авиационный инженер Сергей Яхонтов. – Из-за своих габаритов и массы он был весьма сложен в управлении – за штурвал «Антея» сажали только опытных летчиков, привыкших к различным нештатным ситуациям. При этом Ан-22 считался довольно надежным аппаратом – за все время эксплуатации было зафиксировано не более десятка аварий и катастроф с его участием».

В 21.33, всего через 40 минут после начала полета, самолет вдруг исчез с радаров. Военные организовали спешные поиски, задействовали подразделения экстренных служб. Через пять часов еще горящие обломки «Антея» были обнаружены неподалеку от деревни Красный Октябрь Чернского района Тульской области. Все 12 человек, находящиеся на борту, погибли. До места назначения им оставалось лететь чуть меньше часа.

Специально созданная для расследования происшествия комиссия выяснила, что через 30 минут после начала полета, в 21.23, расположенный в хвостовой части Ан-22 руль резко отклонился в сторону – тяжелый самолет начал крениться на левый бок, а затем перешел в скольжение, став практически неуправляемым. Летчики попытались вернуть «Антей» на прежний курс, изо всех сил нажимая на педали управления, но было слишком поздно – угол крена увеличивался с каждой секундой. Самолет вошёл в штопор и, теряя высоту, начал падать. Через минуту «Антей» почти под прямым углом рухнул в лесополосу и полностью разрушился. Сильнейший удар не оставил экипажу ни единого шанса – на месте падения и последующего взрыва образовалась воронка диаметром более 20 метров и глубиной четыре метра.

Роковая случайность или некачественный ремонт?

Местные жители впоследствии вспоминали, что звук удара был слышен даже в Корсаковском районе соседней Орловской области.

   
   

Спустя несколько месяцев после крушения эксперты установят: после полного отказа приборов летчики поняли, что самолет уже не спасти и из последних сил отводили потерявшую управление машину от населенных пунктов. Завидев на границе Тульской и Орловской областей лесополосу, командир экипажа принял решение направить падающий «Антей» туда – высокие деревья должны были предотвратить разброс обломков. Самолет рухнул всего в двух километрах от деревни Красный Октябрь – члены экипажа ценой собственных жизней спасли жителей от гибели.

Вывод комиссии был однозначным: пилоты и бортинженеры делали все возможное, чтобы избежать катастрофы – самолет рухнул из-за отказа рулевых механизмов. Кстати, незадолго до трагедии на «Антее» уже фиксировались сбои в работе систем управления – 11 декабря неполадки возникли на маршруте «Тверь - Краснодар», а спустя два дня нештатная ситуация образовалась во время перелета из Краснодара в Карши (Узбекистан). Однако, по неизвестным причинам, пилоты не стали сообщать техникам об этих случаях – возможно, своевременное проведение диагностики и необходимого ремонта позволило бы избежать катастрофы.

Кстати, сам погибший «Антей» после почти 30-летней эксплуатации (самолет сошел с конвейера в 1974 году и сразу же был поставлен на баланс Министерства обороны СССР), в 2005 году был поставлен на стоянку в Мигалово. Но в 2010 году машина была капитально отремонтирована и полеты на ней возобновились.

«В большинстве случаев при интенсивной эксплуатации ресурс самолетов такого типа не превышает 8000 летных часов, – утверждает Сергей Яхонтов. – Трудно сказать, сколько именно налетал разбившийся «Антей», но к самолету, возраст которого составляет 36 лет, должны предъявляться очень высокие требования. Летчиков должно было насторожить как минимум то, что в одном из ключевых узлов полностью отремонтированной машины во время полетов возникают неполадки. Возможно, в ходе капитального ремонта были допущены определенные недочеты, которые и стали причиной трагедии».

21 января 2011 года, спустя почти месяц после катастрофы, на месте обнаружения обломков самолета был насыпан земляной холм и установлен православный крест. Через две недели прошли похороны погибших летчиков. А еще год спустя был опубликован указ Президента Российской Федерации, согласно которому все члены экипажа были посмертно награждены Орденами Мужества.

В 2013 году на Дмитрово-Черкасском кладбище Твери был открыт мемориал, посвященный подвигу погибших летчиков. Каждый год там проходят памятные мероприятия. Над могилами пилотов неизменно звучат знаменитые стихи Роберта Рождественского:

«Стрела самолёта

рванулась с небес,

и вздрогнул от взрыва

берёзовый лес!..

Не скоро поляны

травой зарастут...

А город подумал: «Учения идут…»