Саратовская министр труда оскандалилась с заявлениями о прожиточном минимуме в 3,5 тыс. руб., на который, по её словам, можно вести здоровый образ жизни и полноценно питаться. За это заявление была уволена. Но выяснилось, что она получала неслабую матпомощь из бюджета.
Согласно законодательству федеральные и региональные чиновники делятся на две неравные группы: лица, замещающие госдолжности (члены правительства, депутаты, руководство избиркомов, счётной палаты, уполномоченные по правам), гражданские служащие, то есть все остальные чиновники, сообщил нам на условиях анонимности бывший работник администрации Тульской области.
Принцип оплаты труда у двух групп схож, но не одинаков. Денежное вознаграждение высших чиновников складывается из базового денежного вознаграждения (оно рассчитывается в процентах от губернаторского), которое можно привычнее назвать «окладом», и надбавки за особые условия исполнения полномочий в размере 50 процентов базового денежного вознаграждения.
Кроме того, сюда плюсуется ежемесячное денежное поощрение губернатора области, уполномоченных по правам человека, ребёнка и защите прав предпринимателей в регионе, депутатов облдумы на оплачиваемой основе, руководства облизбиркома и счётной палаты. Оно колеблется от трех окладов для губернатора до 1,65 оклада для аудитора счётной палаты. Есть ещё надбавка за работу с секретными документами, которая, в зависимости от степени допуска, варьируется от 5 до 75% от базового денежного вознаграждения.
В законе прописаны некие «иные» выплаты, предусмотренные законодательством. Вот они-то и не позволяют вычислить окончательный размер зарплаты, скажем, министра, даже если известен его оклад, ибо объём этих «иных» выплат может быть весьма велик и кратно превышать сам оклад.
Кроме того, высшие чиновники как на федеральном, так и на региональном уровне, в том числе в Тульской области, получают материальную помощь в размере двукратного ежемесячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности области по заявлению.
Таким образом, вычислить среднемесячную заработную плату руководителей такого уровня весьма сложно, и даже декларация о доходах не всегда даёт чёткого ответа на этот вопрос, поскольку не раскрывает их структуру. Например, кто-то из министров или депутатов может иметь военную пенсию или проценты по вкладам, или доход от преподавательской деятельности.
Возьмём как пример доход замгубернатора, руководителя аппарата облправительства и начальника главного управления госслужбы и кадров Галины Якушкиной. Исходим из того, что в силовых структурах она не служила, до пенсии по возрасту ей далеко, а никакого имущества у неё нет, и живёт она только на зарплату. Таким образом, в 2017 году у неё получилось 382,2 тысячи рублей в месяц до налогообложения. Считаем: оклад 85% от губернаторского, то есть примерно 72 тыс. рублей в месяц, ещё половина от этого, то есть 36 тыс. - надбавка «за особые условия», плюс ежемесячное поощрение до 200 тыс., добавим к этому «секретку» на 36 тыс. Итого 344 тыс. Если эту сумму удвоить и разделить на 12, то получим раскиданный по году размер матпомощи - ещё примерно 57 тысяч, что практически совпадает с указанной выше цифрой в 382,2 тыс. рублей.
По данным Росстата, в 2017 году средний размер зарплат гражданских служащих исполнительной власти области составил 53,7 тыс. руб. в месяц.
Смотрите также:
- Средняя зарплата госслужащих Тульской области составила 50,5 тысяч в месяц →
- Зарплата тульских областных чиновников в 1,7 раза выше средней по региону →
- Более тысячи госслужащих получают зарплату из бюджета Тульской области →