20 ноября 1941 года: Советские войска оставили Болохово и Епифань

Категория:  История

В этот день 80 лет назад враг продолжал атаковать позиции защитников Болохова. Прорываясь из окружения, танкисты 32 бригады вместе с пехотой контратаковали противника. Завязался напряженный бой. Кольцо врага было прорвано, большая группа бойцов и командиров вырвалась из окружения. В этом бою советские воины уничтожили девять танков и более роты пехоты врага. Но к вечеру под натиском превосходящих сил противника наши войска были вынуждены оставить Болохово. В этот же день войска 2-й немецкой танковой армии заняли поселок Епифань.

   
   

Контратаки 50-й армии на ее левом фланге не достигли цели. Враг еще превосходил наши войска по численности и в боевой технике. Однако наступление гитлеровцев было сорвано. Командующий 2-й танковой армией запросил свое начальство о разрешении перейти к обороне. Такого разрешения не последовало, но задача наступления на г. Горький была изменена. Армии приказывалось выйти на линию Михайлов — Зарайск.

В течение всего дня войска 2-й танковой армии прилагали усилия прорваться в сторону Венева. Насколько ожесточенны были атаки врага, можно судить по тому, что только одна 413-я стрелковая дивизия уничтожила за три дня боевых действий до 2500 вражеских солдат и офицеров, сожгла и подбила 15 танков.

Командование 50-й армии принимало меры по отражению вражеских атак на Тулу с юго-востока. На левый фланг Тульского боевого участка был переброшен батальон 290-й стрелковой дивизии с двумя 37-мм орудиями 702-го артиллерийского полка. 11-й мотострелковый батальон 11-й танковой бригады занял оборону по реке Шат на участке Петрово— Кукуй. Зенитный дивизион этой бригады расположился на участке Хавки — Гати для обороны подступов к Веневу. 34-й полк НКВД занял оборону несколько южнее Дедиловских Выселок. 31-я кавалерийская дивизия перебрасывалась в район поселка Арсеньево. Участки обороны этих частей и соединений прикрывались минными полями.

Секретарь Тульского обкома и горкома ВКП(б), председатель городского комитета обороны Василий Жаворонков так описывал события того дня:

«Вечером 20 ноября мне стало известно, что командующий 50-й армией А.Н. Ермаков вместе со штабом собирается покинуть Медвенку и переместиться в Венев – 50 км северо-восточнее Тулы. Взяв с собой членов тульского городского Комитета Обороны Н.И. Чмутова, В.Н. Суходольского, я поспешил застать Ермакова на прежнем месте. Нам это удалось. Ермаков сразу начал с того, что они, то есть командующий и штаб армии, уезжают в Венев и что партийному и советскому руководству города Тулы надо тоже выезжать из города вместе с командованием. Он, вероятно, оценивал наш визит по-своему и ждал, дескать, мы приехали к нему искать спасения.

«Защищать город Тулу нечем, нет сил, которыми можно было бы отстаивать город, – сказал Ермаков, не смущаясь». Говорил он и о том, что нельзя по военным законам защищать город, лежащий в низине.

При этом разговоре присутствовали и поддерживали целиком мнение командующего А.Н. Ермакова член военного совета армии K.Л. Сорокин, начальник штаба Н.Е. Аргунов, комиссар штаба Нарышкин.

   
   

Я ответил, что это совершенно неправильное мнение, что городской Комитет обороны категорически отвергает это предложение.

«Уже 22 дня идут непрерывные атаки немцев на город, но врагу в город прорваться нигде не удалось! Оборона города стала более стойкой и упорной, войска очень многому научились и ведут себя в боях мужественно, не уступая врагу ни одного рубежа. Ставка все время подкрепляет оборону, направляет пополнения живой силы и боевой техники. У командования армии нет никаких оснований уходить из Тулы.

Разговор был острый и очень напряженный. И мне не просто было определить, то ли здесь имеет место измена, то ли проявляется трусость или полное непонимание обстановки, а как известно на деле, трусость всегда идет рядом с изменой и предательством. Мы отвергли предложение Ермакова об уходе штаба и командования из города, требовали этого не делать и заявили, что партийное и советское руководство города и области Тулу не оставит, никуда не поедет и сдавать врагу город не будет!

Несмотря на весьма категорические разговоры и острое обсуждение этого коренного вопроса обороны Тулы, командующий армией и штаб уехали из Медвенки той же ночью в город Венев. Мы вернулись в Тулу. Попытались связаться с комфронта Г.К. Жуковым. Не удалось».