В этот день 80 лет назад тульские оружейники передали рабочему полку изготовленный ими миномет № 1.
31-я кавалерийская дивизия активно действовала в тылу Мордвесской группировки противника. Кавалеристы нарушали коммуникации врага, овладели населенными пунктами Горшково, Киселевка, Ильинка, Оленьково.
Заместитель командующего 50-й армией генерал Василий Попов, приказал уничтожить немцев в Горшкове и занять этот населенный пункт. После дружного залпа «Катюш» бойцы 31-й дивизии со всех сторон ворвались в село. Немцы в панике выскакивали из домов. Вражеский гарнизон в Горшкове был уничтожен... Маневр 31-й кавалерийской дивизии создал серьезную угрозу в тылу вражеских войск под Каширой. Попытка немцев соединиться с Веневской группировкой и взять Тулу в кольцо закончилась неудачей.
Командир 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-майор Павел Белов так потом описывал события того дня:
«Ни в центре, ни на правом фланге мы не смогли значительно продвинуться вперед. Сопротивление врага не только не ослабевало, но усиливалось за счет войск, подходивших с других участков. Зато на нашем левом фланге, в полосе 2-й гвардейской кавдивизии, благодаря тесному взаимодействию кавалеристов с танкистами наметился явный успех. Полковник [Николай] Осликовский приказал посадить на танки 9-й танковой бригады десант из спешенных кавалеристов. Десант захватил несколько населенных пунктов и помог дивизии сломить сопротивление врага. К исходу дня гвардейцы вместе с танкистами освободили ряд деревень, обошли Мордвес с востока и отрезали гитлеровцам пути отхода на юг.Мы знали, что немцы очень болезненно реагируют на обходы, на удары по коммуникациям. Они либо предпринимают отчаянные контратаки, либо спешат вывести свои войска из угрожаемого района. Успех, достигнутый полковником Осликовским, позволял надеяться на освобождение Мордвеса в самое ближайшее время».
Командующий 2-й немецкой танковой армией Гейнц Гудериан тоже оставил записи в своих мемуарах о том дне:
«Между тем в моей армии продолжалась подготовка к наступлению, которое мы предполагали начать 2 декабря во взаимодействии с 4-й армией. Однако 1 декабря нам сообщили, что 4-я армия перейдет в наступление только 4 декабря. Я охотно отложил бы начало наступления и для моей армии с тем, чтобы действовать одновременно с 4-й армией, а также дождаться подхода 296-й пехотной дивизии».