Инопланетянин на арене. Что покажет тулякам Большой Московский цирк

Недалёк тот день, когда небольшой летательный аппарат потерпит крушение где-то неподалёку от большого города, доставив на Землю удивительного инопланетянина по имени OFU. Именно ему предстоит узнать людей поближе, пока его сородичи не пришлют спасательный корабль. В это самое время агенты спецслужб откроют охоту на незваного гостя, чтобы заполучить его корабль как ценный трофей для изучения и экспериментов.

   
   

Такого еще не было

«OFU.Приземление» – нечто абсолютно новое в цирковом искусстве. Такого в Туле еще не было. Потому что не было вообще нигде. Еще одиннадцать лет назад Большой Московский цирк выбрал тенденцию театрализации постановок. И чего только не наслушался за это время. Главная претензия – копируете Канадский цирк. А если заглянуть в историю, то выходит, что любой иностранный – копирует наш. Театр пантомимы был популярен еще в СССР, оттуда и берет начало цирковая театрализация.  Именно с оглядкой на театр пантомимы дивертисментные цирковые программы, в которых сухой набор разножанровых номеров был связан только парадом-прологом и эпилогом, стали стремиться к единству и обретению сюжета. До того вся режиссура строилась на наборе номеров.  Одна программа сменяла другую, зрителю казалось, что все это он видел уже не раз, только, может быть, с другими акробатами. 

В «OFU.Приземление» персонажи – носители сквозного действия. То есть все это – одна грандиозная история, в которой и детям, и взрослым будет интересен как раз сюжет, наполненный приключениями незадачливого инопланетянина, а более искушенные зрители смогут понаблюдать еще и за тем, как переплетены цирковые жанры и как с помощью цирковой выразительности рассказана история.

Что вообще такое OFU? Все просто – это UFO наоборот. Один из самых успешных проектов Большого Московского цирка назывался как раз «UFO» и рассказывал, как инопланетная тарелка похищала человека. Все действие происходило на самой тарелке, а человека там пытался найти инопланетный ученый со своим помощником. Проект завершился, а Аскольду Запашному пришла идея сделать зеркальный: теперь инопланетянин попадает на Землю и его пытаются найти земные ученые. Так зеркально отобразилось и название.

Костюмы с фантазией

Помимо того, что постановка жанрово синтетична и максимально эстетически концентрирована (например, одно из основных выразительных средств – пластика, разговорная речь почти отсутствует), и, очевидно, выдающегося артистического состава, проект выделяется костюмами. Главный художник по костюмам, Надежда Русс, рассказала, как создавался этот невероятный мир: «Персонаж OFU на Земле встречается с людьми абсолютно обычных для нас профессий. Костюмы пожарного, строителя, спецагента нужно было сделать узнаваемыми, но зрелищными, и при этом не уйти в гротеск. Это очень сложно, конечно, но я более 15 лет проработала с фигуристами и к ограничениям привыкла, ведь там надо было делать нечто красивое и необычное в максимально узких рамках. А уж на остальных костюмах фантазия развернулась.

Фото: АиФ

Для балета все наряды создавались в единственном экземпляре, индивидуально ля каждого артиста. Использовались элементы стим-панка: реально работающие механизмы – лампочки горят, часы тикают, пар идет из труб. Для изготовления маски OFU вообще была создана специальная технология. Сначала делался слепок головы Николая Кормильцева, потом прикидная маска, после разрабатывался дизайн с художником, а уже потом отливалась сама маска из эксклюзивного материала. И если герой Николая «коверный», то есть гимнасты и акробаты, которые делают сложные трюки, в том числе и на большой высоте. И там работа еще сложнее – важно, чтобы маска сидела максимально плотно, не съезжала и не перекрывала обзор. Но я работаю в прекрасном коллективе с очень талантливыми людьми, мы собираемся все вместе, и придумываем всякие идеи, необычные решения».

Исполнитель главной роли, Николай Кормильцев, подошел к работе по-театральному серьезно: придумал целую легенду для персонажа. Когда-то давно он уже играл одного инопланетянина, так вот он решил, что OFU – это дедушка того, давнего, он забрал на свою планету девушку, создал с ней семью, а его внук (из старого спектакля) решил вернуться на Землю, посмотреть родину своей бабушки. И тогда сложилось все, походка, жесты, пластика, голос. Роль приходилось создавать на сопротивление – все же образ инопланетянина немного пугающий, а Кормильцеву нужно было показать трогательность, наивность, беззащитность персонажа. Все, за что его полюбила прекрасная землянка, все, из-за чего и сложилась эта новая сказка про Красавицу и Чудовище.

   
   
Фото: АиФ

Лошади, львы и медведи

Нечто особенное, если присмотреться, можно будет увидеть и в истории с животными. В постановке будут участвовать лошади, львы, медведи. Дрессировщица львов, Ольга Борисова, использует редкую технику плотного контакта из зоопсихологии: «Я дрессировщица в четвертом поколении. Моя мама начала исследовать эту технику много лет назад. С тех пор было нашей семьей изучено огромное количество литературы. Мы основывались на кинологии и знании того, что львы и собаки в целом довольно похожи (живут стаями, имеют внутригрупповую иерархию, так называемую «Табель о рангах, и борются за лидерство). Многое приходится пересматривать и переосмыслять, ведь лев все же не собака, а некий «котопес». Если по стандартной технике плотного контакта группа обычно состоит из двух-трех животных, то мы смогли расширить ее до шести львов, с которыми у нас очень доверительные отношения. Мы покажем разные сложные трюки, в том числе и на высоте. Надеюсь, они вам пощекочут нервы, потому что мне уж точно пощекочут».

Справка
«OFU.Приземление» успешно отработал в Москве во Дворце Спорта в Лужниках, а в Туле будет впервые адаптирован для манежа, поэтому сюда специально приехал художественный руководитель проекта Аскольд Запашный. Для постановки такого рода адаптация к манежу – сложная работа. Традиционные цирки пока не готовы к подобному: нет экранов, которые задают место действия и погружают в атмосферу в лучших традициях пластического театра Юджина О’Нила, пространства зачатую не хватает. Но постановщики ловко решают эти проблемы – насыщают спектакль декорациями и реквизитом почти без потери зрелищности.