Сокровища Воронежа. Туляки знакомятся с «Русским искусством XIX века»

Полина Зубакова / АиФ

Картины из Воронежского дворца с первого взгляда покоряют тульских ценителей искусства. Tula.aif.ru не упустил возможности увидеть своими глазами «жемчужин» выставки «Русское искусство XIX века».

   
   

Коллекция по обмену

Глубина цветов и интересная история каждой из картин не только поражает воображение, но и вызывает у зрителей эффект погружения.

«Главная особенность творцов, чьи 30 работ радуют туляков во второй половине лета – умение создать иллюзию пространства на плоскости», - говорит первый заместитель генерального директора Объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина.

Выставка «Русское искусство XIX века» приехала в оружейную столицу из Воронежского дворца в стиле барокко, история которого началась еще два столетия назад. Строили его как как жилой дом генерал-поручика Ивана Потапова, однако с 1959 года здесь появился областной художественный музей им. И. Н. Крамского.

«Местные жители очень любят это здание за красоту и богатое духовное содержание», - добавляет Марина.

Неужели не фотография?

В первом зале туляки рассматривают четыре черно-белые работы Ивана Крамского. И не скажешь с первого раза, что это портреты, прописанные рукой творца тушью, мокрым соусом и белилами.

«Более двух веков соус используется как альтернатива пастели и углю. В процессе создания картины он дает очень глубокий и насыщенный черный тон. Им можно рисовать как пейзажи и натюрморты, так и портреты», - с увлечением рассказывает заведующая отделом русского и западноевропейского искусства Елена Оленич.

Фото: АиФ/ Полина Зубакова

Тушь позволяла мастеру достичь штрихового эффекта, а белила обладали высокой укрывной способностью. Зрители пристально рассматривают мелкие детали.

   
   

«Крамской открылся для меня совсем с другой стороны. Его портреты фотографичны, а военный, изображенный на одной из работ, немного похож на актера Дмитрия Дюжева в молодости», - делится впечатлениями гость музея Александр, слушая историю необычных портретов.

По мнению тульских искусствоведов, одной из лучших работ Крамского из собрания Воронежского музея считается портрет сына Анатолия, получившего техническое образование и работавшего после революции инженером - электриком.

«Гордая поза, прямой взгляд и благородные черты лица делают его похожим на своего отца», - отмечает Елена.

Сияющий взгляд незнакомца

«Неизвестный в черном сюртуке» мастера Василия Тропинина вызывает у зрителей не меньший трепет. Сияющие голубые глаза и мягкая улыбка не оставили равнодушными посетительниц музея: каждая из них внимательно вглядывается в лицо незнакомца.

Фото: АиФ/ Полина Зубакова

«Мужчина не смотрит на гостей свысока, как это обычно бывает на портретах правителей. Художник изобразил друга, заинтересованного своим оппонентом», - продолжает Елена Оленич.

Произведение наполнено драматическими красками. Художник сажал своих героев так, чтобы невольно создавалось чувство диалога. У него получился не холодный парадный портрет, на котором изображаемый герой предстает божеством, а образ обычного человека, чья душа наполнена радостями и сомнениями.

По мнению искусствоведов, Тропинин был замечательным портретистом. Его произведения прекрасно подходят для камерной обстановки.

Японские мотивы

А «Сбор огурцов» русско-сербского художника Степана Колесникова пронизан японскими мотивами. Плавные гуашевые линии на картоне навевают мысли о фресках страны восходящего солнца, где изображены лирические сюжеты. Видно, как женщины и мужчины старательно трудятся на огороде. Они собирают долгожданный урожай.

Фото: АиФ/ Полина Зубакова

«Произведение излучает умиротворение и теплую энергию. Больше всего в этой картине поражает изысканный колорит пастельных цветов. Есть работы, которые хочется перевести на ткань, и эта – одна из них», - с восхищением отмечает посетительница Анна Хомякова, фотографируя на память окружающую обстановку.

Во время рассказа экскурсовод добавила, Степан занимался театральными декорациями, требовавшими от художника не только кропотливой, но и продолжительной работы.

Художественные основы Колесников постигал под руководством деревенских иконописцев. Он охотно создавал сюжеты из сельской жизни юга России, а также пейзажи с мощными дубами. Любимыми образами мастера были крепкие деревенские люди с грубыми руками и нечетко обозначенными лицами.

«Музыкальные» линии

Гости музея приблизились к работам любимой ученицы художника Ильи Репина – Елены Киселевой. Она в свое время была не хуже Зинаиды Серебряковой из села Нескучное и Анны Остроумовой-Лебедевой из Санкт-Петербурга.

Фото: АиФ/ Полина Зубакова

«Произведения художницы мы посчитали главным украшением выставки. В ее пластичных линиях чувствуется нежность и музыкальность. Она превратила свое творчество в легкий, тонкий орнамент, при виде которого хочется закружиться в вальсе», - добавляет Елена Оленич.

Елена Андреевна – яркая представительница русского импрессионизма. Ее женские портреты близки по исполнению к духу Серебряного века. Зрители не могут оторваться от «Натурщицы с зеленой вазой» и девушка с точеными чертами лица «На балконе». Солнечные краски дарят ощущение лета за окном, а светлая задумчивость женских образов невольно поднимает настроение.

«Очень здорово, что в 60-х годах прошлого века сотрудница Воронежского музея начала поиски родственников художницы, бережно хранивших ее творчество».