С лупой в руках. В ГИМе открылась выставка гравюр эпохи Возрождения

Романов Кирилл / АиФ

С 1 марта гравюры немецкого художника Дюрера доступны всем, кто любит искусство. Где проходит выставка и какие произведения можно на ней увидеть?

   
   

Открытие выставки

Тульский филиал ГИМа собрал впечатляющую коллекцию, состоящую из 93 экспонатов. Кубки в свете приглушенных ламп, старинные монеты и, конечно же, творчество Альбрехта и его современников - вот, что готовы показать кураторы на втором этаже музея.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

«Дюрер - великий мастер, работавший на металле. Это человек, который имел массу последователей. Несмотря на короткую жизни даже по меркам его времени, он сумел внести большой вклад в мировое искусство и вызвать восхищение, как у современников, так и потомков. Его работы нужно рассматривать внимательно, так как они символичны», - рассказывает заместитель директора ГИМа Андрей Янковский.

Выставка «Альбрехт Дюрер и его эпоха» - очередной шаг в развитии тульского филиала музея. Ее двери открыты до 4 апреля для посетителей всех возрастов.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

«Нам предоставляется возможность ознакомиться с вещами, которые раньше не экспонировались. Этот художник был талантливым, многогранным и ищущим человеком, работы которого достойны внимания», - говорит первый заместитель председателя Тульской областной Думы Марина Левина.

Творчество Дюрера

Гравюра во времена Дюрера обрела особую популярность, так как для её создания, в отличие от дорогостоящей живописи, требовались дешёвые материалы.

«Они создавались с помощью офортов, на которые наносилась специальная краска. Самыми долговечными считались деревянные, так как рельефы на них изнашивались небыстро. В музее можно увидеть экземпляр с библейским сюжетом «Апокалипсис», - поясняет куратор выставки Елена Козлова.

   
   
Фото: АиФ/ Романов Кирилл

…Гости мероприятия, вооружившись при входе лупами, внимательно рассматривают знаменитые «Мастерские гравюры», «Гравированные страсти» и «Портрет Эразма Роттердамского», а также ксилографии «Мужская баня» и «Геркулес». Изображения проработаны до мельчайших деталей. Каждое из них отражает историю и духовные переживания автора.

«Самые загадочные и известные произведения Дюрера – «Меланхолия» и «Рыцарь, Смерть и Дьявол». Первое - крик о том, что человек обладает всеми доступными способами измерения изображения. Второе можно воспринимать как духовное завещание художника», - продолжает Елена.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Но не все гравюры Альбрехта имеют мрачный характер. Ярким примером можно считать «Мужскую баню».

«Дюрер изобразил здесь конкретных людей, имена которых известны. Происходит дружеская попойка в общественной бане, считавшейся в те времена местом отдыха. Интересная деталь в гравюре - петушок, указывающий в сторону, откуда грозит зло. Также есть предположение, что автор изобразил себя здесь в качестве наблюдателя, подпирающего голову рукой», - отмечает Елена.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Несмотря на глубокую философию и грусть, чувствующуюся в большинстве гравюр, Альбрехт был энергичным и жизнерадостным человеком, которому не чужды шумные компании и веселье в кругу друзей. Немецкого художника нередко сравнивают с Леонардо да Винчи: и первый, и второй художник создали выдающиеся произведения. Дюрер - это человек-эпоха, которым уже 500 лет восхищаются истинные ценители искусства.

Справка
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге. Немецкий живописец, гравёр и график, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Признан крупнейшим европейским мастером ксилографии. Основоположник сравнительной антропометрии. Гравюры Дюрера широко представлены в музейных и частных собраниях. Умер 6 апреля 1528 года.