Русская природа и быт крестьян. В Туле открылась выставка Виктора Багрова

Романов Кирилл / АиФ

17 ноября в Выставочном зале Тулы торжественно открылась выставка художника из города Сергиев Посад Виктора Багрова. Его работы многие сравнивают с творчеством Левитана и Поленова из-за схожей техники рисования и тематики: Виктор Юрьевич пишет живописные изображения русской природы и старинных русских построек, натюрморты с предметами крестьянского быта. Выставка будет открыта до 4 декабря.

   
   

Как сохранить русскую культуру в современных условиях? Почему «Черный квадрат» Малевича ­– не искусство? Для чего на многих картинах изображаются храмы? Что в картинах Багрова нравится ценителям? Ответы на эти и другие вопросы - в материале tula.aif.ru.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Все начинается с любви

«Я очень рада, что Виктор Юрьевич сегодня здесь, приехал из Сергиева Посада. Может быть, не все знают даже, где находится Сергиев Посад, – молодежь особенно. Я думаю, это должны знать, должны понимать и любить – так что все начинается с любви и дальше уже это культивируется», – такими словами предваряет выставку первый заместитель «Тульского музейного объединения» Мария Кузина.

«Все начинается с любви» – это, пожалуй, лейтмотив всех работ Виктора Юрьевича, выполненных с большой любовью к русской культуре и своей малой Родине: «Чтобы сохранить русскую культуру в наше время, надо ее любить. И все, - говорит художник. - Что особенного в русской культуре? Вот знаете, я не люблю юг. Север люблю – он все-таки ближе к нашей местности. Я на юг поехал как-то в Горячий Ключ и практически ничего там не написал – это не моё».

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Исключительно с натуры

Выставка, как признается сам художник, вышла разноплановой, потому что готовилась буквально за два дня: здесь и русские пейзажи, и натюрморты, и даже экспозиция из предметов крестьянского быта. Здесь нет ничего выдуманного – картины Багров пишет исключительно с натуры, потому что только так можно передать зрителю нужное настроение.

В его планах написать картину с сюжетом про крестный ход в честь спасения семьи Дмитрия Донского, но, как он признается, картины писать очень трудно, да и сейчас у него мало времени на это.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

 

   
   

Одной из самых ярких и интересных работ, представленных на выставке, является «Переславль-Залесский. Начало XX века» – длинная панорама, выполненная на трех сложенных вместе холстах.

«Создавал ее по старым фотографиям. Панорама еще больше была – я ее переиграл: что-то убирал – как бы сочинял, но точно. Это не триптих: картинка сделана на трех холстах, чтобы перевозить легче – это раз. Во-вторых, каждая часть может быть отдельно представлена», – рассказывает художник.

Своей лучшей работой Виктор Юрьевич считает «Урожай яблок»: «Я думаю, она мне больше всего удалась: здесь изображен родительский сад, я его написал буквально за 3 сеанса. И эта же работа есть в уменьшенном виде, но я написал её через неделю после смерти отца, поэтому она как бы в другом настроении и сама совсем другая».

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

На одной из картин с изображением старого дома художник специально заостряет внимание публики: «Я воюю всегда против уничтожения старых городов, старых домов: вот этот дом поставили под снос. Видите, я на картине знак поставил? Там его не было, конечно, но зато сразу в глаза бросается: «Кирпич, не трогать».

О тонкостях искусства

Зрители внимательно рассматривают картины, кто-то подходит ближе, пытаясь понять, каким же образом художнику удалось добиться эффекта присутствия в каждой работе. И действительно: кажется, что некоторые изображенные объекты выглядят более объемными – как будто на них лежит больший слой краски, – но при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не так.

На выставку пришли не только любители изобразительного искусства, но и профессионалы этого дела, которые, не могли не спросить Виктора Юрьевича про его видение себя как художника и современные тенденции: «Я не знаю, есть ли у меня как у художника какая-то миссия, так сильно не заморачивался, просто мне нравится, и я пишу для людей. Тем более такая живопись понятна, а вот Малевич не всем понятен – его «Чёрный квадрат», допустим. Как отношусь к такому искусству? Никак. Нет, ну я посмотрю: «Пятна хорошие». Иной раз смотришь случайно, когда намазал что-то – не картину, но что-то такое, – думаешь: «Красиво». Но это же не искусство. Обычно у нас говорят: «Писать не умеешь – иди в графики, графику не умеешь – иди в скульпторы», – а потом уже все остальные идут. Хорошие искусствоведы под любую работу подведут платформу – они часто говорят: «Не понимаешь – значит, не дано».

Но Виктор Юрьевич при этом довольно строго оценивает свои работы: «Часто бывает, что работа не нравится, разочаровываюсь. Особенно когда пишешь-пишешь-пишешь – и никак. А потом проходит какое-то время, смотришь: «А вроде ничего». А это знаете почему? Когда красишь свежей краской, ждешь, пока она сядет – в результате картина как бы обобщается, и ты смотришь, где что-то надо убрать».

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

… Кто-то из присутствующих восклицает: «Как давно я не видела такой красоты! Картины как живые». А Лариса Михайловна, учитель, делится впечатлениями: «Я уже соскучилась по Сергиеву Посаду ­– раньше туда с учениками ездила. Город сейчас выглядит более современно, а на картинах изображен прямо старый Загорск, каким он был раньше, – это здорово».