Род творцов. Как семьи художников уживаются на «одной кухне»

Кристина Коваль / Из личного архивa

Как творцы уживаются друг с другом, рассказали супруги Инфанте. Говорили о себе, родителях, бабушках и дедушках. Судьба их семей полна прекрасных и драматических событий. Супруги Дарья и Платон Инфанте продолжают династию людей с творческими профессиями в четвёртом поколении. Их брак соединил две творческие семьи и продолжил род творцов. Об этом они рассказали на лекции в Туле.

   
   

Ее семья

Родители девушки — художники. Отец Дмитрий Ханин, хоть и не застал войну, но часто ее изображал. Стиль матери Натальи Коноваловой претерпел серьёзные метаморфозы. От тёмных и светлых оттенков к кислотно-ярким и полуабстрактным образам на холстах. Дочь пошла по их же стопам.

Его семья

Дед его по материнской линии наставлял внука: «Лоб и шею делай жёлтыми, нос и щёки — красными, подбородок — синими. Вот тогда не пропадёшь».

Второй его дед — Франциско. По семейной легенде, его трижды приговаривали к расстрелу во время Второй мировой войны в Испании, после которого он также трижды выживал. Секрет был прост: дед виртуозно за несколько мгновений до стрельбы падал на землю и притворялся мёртвым. Позже, во время депортации с испанскими детьми, он попал в Россию. Так и остался. В Испании деда считали мёртвым. Так, один из родоначальников семьи Инфанте попал в Россию.

Нонна и Франциско Инфанте — творческий дуэт, бренд, почти тандем и неразлучная семейная пара художников-нонконформистов, которые понимают друг друга без слов, почти одной душой. «Артефакт», по определению, что дал их сын Платон, — это объект, созданный художником, который поставлен им в естественную среду. С этой идеей Нонна и Франциско работают уже 50 лет, и их работы сейчас находятся в коллекциях крупных музеев по всему миру.

Семья Платона и Дарьи

«Наше главное отличие от Нонны и Франциско в том, что они работают вместе, они как соавторы, а мы с Платоном нет: у каждого из нас своя ниша» — рассуждает Дарья. — Я выбрала для работы тень, потому что она как бы в нашем мире присутствует, но, по сути её нет. Тень — это отсутствие света. Начиналась у меня вся эта история как раз с абстрактной графики. Потом я заметила, что не всегда тень ложится так, как должно быть, и оттого появляются причудливые формы. Мне нравится, что мир не такой, каким он нам кажется и каким мы его видим. В нём есть некая загадка — и это меня привлекает. Например, в моей серии «Тайная жизнь вещей» предмет отбрасывает тень, не всегда соответствующую его образу: машина (или как мы её называем «тачка») — отбрасывает тень тачки для огорода; сигареты — тень балерины; серёжка — тень девушки с жемчужной серёжкой Яна Вермеера; крестьянин — тень креста; женщины, бегущие по пляжу, репа — тень тянущих её бурлаков на Волге (у художника фамилия Репин, поэтому вышло символично). Ещё одной моей ведущей темой являются предметы в разных формах и возможности их изображения и включения в творчество. Например, эта идея есть в моей серии работ «Части»: силуэт королевы состоит из маленьких гвардейцев; кукуруза — это матрица из человечков, похожих на конструктор. Ещё мне особенно не понравилось, что «Чёрный квадрат» Малевича интерпретируют как точку в искусстве. Поэтому я создала на чёрном квадрате танцующие фигуры с картины «Танцы» Анри Матисса. Точку нам не надо: мы ещё повоюем за искусство«.

«Даша похожа на мою маму тем, что ей нравится абсурдность, и она активно работает с этой темой. Это очень многообещающий подход: с его помощью можно создать неограниченное количество вариаций первоначальной задумки. Я же в принципе похож на своего папу тем, что творчество для нас обоих — это тайна. Тайна — это обещание большего, чем есть сейчас, поэтому ты стремишься заглянуть в неё на каком-то символическом уровне, — добавил Платон. — На самом деле, у меня, наверное, в голове всё сложно. Если упростить (что вряд ли получится), то мне нравится виртуальность как возможность дублирования реальности, поэтому меня в последние годы интересует художественное пространство между реальным и иллюзорным мирами, с которым я и работаю. Вообще, меня увлекает то, что на их границе возникает нечто интересное».

   
   

«Семейники»

Дарья отмечает, что их объединяет семейность.

«Рядом есть любимый человек, который тебя может немного покритиковать и вместе с тем поддержать. В своё время, мама, как художник, хорошо прошлась по мне и тем самым развила железную волю и стойкость. Я давным-давно показывала ей какую-то работу, а маме, помню, не понравилось. Мне тогда стало обидно, на что она сказала: „Не готова показывать свои работы — не показывай, а если показываешь — тогда умей выслушивать критику“. Кстати, ничто так не ранит художника как критика мужа. Критика Платона, конечно, пожёстче будет, но она всегда остаётся между мной и ним» — говорит Дарья.

У Дарьи и Платона есть сын — Серафим, судьба которого, кажется, тоже предрешена.

К слову, семья Инфанте богата не только художниками, но ещё и режиссёрами, актёрами, писателями и музыкантами. Подрастающее поколение очень талантливо, и каждый в их семье уже подаёт большие надежды.