Протянутая ладонь истории. На Куликовом поле отметили 643 годовщину битвы

Над Красным холмом на территории Государственного музея-заповедника «Куликово поле» тянется вкусный дым от жаровен. Он смешивается с ароматом вареной кукурузы, жаренного мяса и пряничного теста. До основных мероприятий, торжественного митинга и реконструкции битвы еще есть время. Потому гости фестиваля гуляют по ярмарочным рядам, пробуют себя в средневековых ремеслах и слушают мелодии волынок, жалеек, флейт, подпевают исполнителям, притопывают в ритме звонких барабанов. Как прошли празднования 643-ей годовщины Куликовской битвы - в материале tula.aif.ru.

   
   

Шесть часов валяния

Наталья Дмитриева – завсегдатай Краснохолмской ярмарки. В средневековой Европе женщина могла бы стать главой гильдии шапочников. Но в наше время – она владелица мастерской, которая делает реконструкции головных уборов из войлока.

На ее прилавке – радуга шапок. Тут и карминово красные колпаки,  и «тирольки» цвета индиго с литыми металлическими бэджами, и простые шапочки оттенка липовой листвы. Яркая окраска – это маркетинговый ход, в старину в ходу были более скромные, неброские, приглушенные цвета. По словам Натальи, все кто сегодня на фестивале реконструкторов носит войлочные головные уборы, заказывали шапки в «Валянном леще».

«Вот эти шапочки абсолютно универсальны, их носили и князья и дружинники», - Наталья берет с полки круглую шапку с отворотом, - «они подбирались под любую одежду, красились крапивой или березой. У князей были расшиты шелком или жемчугом».

По словам мастера, валяные шапки были дороги всегда – из-за стоимости сырья и работы. На каждый головной убор у Натальи уходит минимум шесть часов.

«Это при том, что я опытный мастер. В старину, наверное, технологии были другие – шерсть от домашних овечек сваливалась быстрее, чем нынешняя, от мериносов. Но качество увалки, которое я вижу в музейных экспонатах, не такое высокое», - продолжает рассказ мастер.

Фото: Из личного архива/ Анастасия Калинина

«А вот эта шапка», - Наталья снимает с полки довольно высокий бурый головной убор, - «сделана по аналогии с найденной археологами в Нижнем Новогороде. Я красила ее дубом и грецким орехом, который растет у меня в огороде. Та же высота, тот же цвет, та же толщина войлока – 3-4 мм. Так что это полная реконструкция».

   
   

Разминка научных мускулов перед юбилеем

Перед началом любого праздника на Куликовом поле в рядах торговцев, ремесленников, паломников и гостей легко заметить высокую фигуру Владимира Гриценко, директора Государственного музея-заповедника «Куликово поле». И хотя череда фестивалей и их ход за десятилетия проведения отточены и отработаны, директор присутствует на них с неизменным постоянством.

Фото: Из личного архива/ Константин Дубков

«Для нас это этап подготовки к празднованию 650-летия Куликовской битвы в 2030 году. Под эту дату создан серьезный оргкомитет. И речь не об обкатке концертной программы, а о более глобальных и серьезных свершениях. Сейчас идет завершение реконструкции здания, которое станет музейным фондохранилищем. Это фундаментальная вещь, которая будет работать на многие поколения музейщиков. Мы разработали целый ряд серьезных выставочных проектов, которые начнем реализовывать уже в следующем году. Любую подготовку выставки можно сравнить с айсбергом, макушку которого видят люди, которые приходят на открытие готовой эскпозиции. А ей предстоят глубокие научные изыскания, реставрация артефактов, поиск правильных, выверенных художественных решений», - рассказывает Владимир Гриценко.

По словам директора, за кулисами праздника продолжаются глубокие научные исследования. И только за 2023 год музей издал восемь книг.

«Это, как мы говорим «серьезные научные кирпичи», фундаментальные издания. В работе огромный объем путеводителей. Вчера был буквально подарок к фестивалю, согласовали финальные правки путеводителя «От Непрядвы до Угры». Это пособие для людей, которые любят путешествовать, узнавать историю страны. В печати путеводитель по природным достопримечательностям, но, наверное, появится и второй, потому что набран огромный объем информации», - делится планами директор музея.

Дотянуться до русского воина

Реконструкция Куликовской битвы на Красном холме в этом году проходит в 27-й раз. И хотя результат ее известен, каждый год приносит что-то особенное. На 643 годовщину этим «особенным» стало невероятное количество реконструкторов и гостей фестиваля. Несколько тысяч человек разместились на трибунах и встали плотными рядами вокруг импровизированного поля битвы.

«Сегодня в реконструкции задействовано более 400 человек из 110 клубов исторической реконструкции. Примут участие как конные группы, так и пешие», - делится режиссер фестиваля Александр Игнатченко. По его словам, отбор на фестиваль пройти не просто, к участникам предъявляются определенные требования.

Фото: Из личного архива/ Константин Дубков

«Наш фестиваль посвящен средневековой битве, и мы принимаем только реконструкторов этого временного периода, восстанавливающих вооружение, одежду и доспехи русских и ордынский воинов», - добавляет Игнатченко.

В этом году свою средневековую аутентичность и соответствие высокой исторической планке фестиваля подтвердили клубы из Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы, Рязани, Тулы и еще десятка российских городов. Самые «дальние» участники приехали из Воркуты.

Участники реконструкции показывают зрителям разведку русских воинов и обоз с награбленным, который ведут ордынцы, смотр батыров и битву Пересвета с Челубеем. Зрители воодушевленно поддерживают русское воинство, и когда побоище завершается неизменной победой Дмитрия Донского, а участники представления проходят строем вдоль трибун, зрители спускаются поближе к воинам и протягивают им руки. Реконструкторы в доспехах свешиваются с коней и жмут ладони зрителям. Это ли не история на кончиках пальцев, это ли прикосновение живой ладони прошлого?

Мамай не тревожит

К слову, на фестивале свою порцию зрительских симпатий и восторга получают и ордынские воины.

Фото: Из личного архива/ Константин Дубков

Вячеслав Хабаров из военно-исторического клуба «Витязь» из Казани уже несколько лет изображает на поле антагониста Дмитрия Донского, беклярбека и темника Золотой Орды Мамая. На фестивале с 1999 года. Внимание и сопереживание зрителей для него - результат, которого он добивается сознательно.

«Играю, стараюсь. Хочется вызвать у зрителей разные эмоции. Не только отрицательные», - улыбается Вячеслав. Он только что завершил показательное «бегство» от русского воинства.

Не смотря на глубокое и многолетнее погружение в образ Мамая, никаких мистических последствий в своей жизни реконструктор не замечает.

«Мы, реконструкторы – материалисты. Во сне меня Мамай не тревожит», - делится ощущениями Вячеслав Хабаров.