Верят даже звери. Фильм «Сердце мира» показали в Ясной Поляне

Алексей Дубинин / АиФ

Чем дальше в лес

Думается, что ключевая тема картины – проблема доверия. Животного человеку, человека животному, людей друг другу, их доверия самим себе. 

   
   

Главный герой – ветеринар Егор – работает на притравочной станции, где собак натаскивают «на злобу», будоража их охотничьи инстинкты. Мы не знаем, как Егор сюда попал. Но можно предположить по ходу сюжета, что прежняя жизнь его была тяжёлой – пьющая мать, неблагополучное социальное положение, ругань и обоюдные побои.

Фото: Кадр из фильма

По всей видимости, ото всего этого Егор и сбегает в лес глухой – тот случай, когда метафора становится конкретикой. С родительницей сын расплёвывается окончательно и даже не приезжает на её похороны. Но высылает деньги. Две с половиной тысячи рублей. 

Егор закрыт, на контакт с людьми идёт лишь по необходимости, зато со зверьми ладит. Он выхаживает серьёзно раненого и кажущегося безнадёжным пса – забота его выходит за пределы обычного хозяйского попечения. К животному он сильно эмоционально привязан.

Фото: Кадр из фильма

Впрочем, и среди представителей мира людского есть для него авторитет – хозяин станции Николай Иванович. Он суров и несентиментален, но знает по имени всех лис, живущих у него в хозяйстве. И даже, кажется, помнит родословную каждой.

Именно Николаю Ивановичу Егор не в состоянии оказывается простить его ночное вторжение во хмелю в свои нехитрые покои. Запускаются поведенческие паттерны из прошлой жизни, Егор жесточайше избивает лесничего (он уже не первый попадается под горячечную руку) и, будучи уверенным, что убивает, сбегает в лес. Откуда возвращается на станцию, но уже в собачью вольеру. Ждать сотрудников правоохранительных органов и начало конца своей странной, насыщенной непонятно кому и зачем нужными страданиями, жизни.

Но всё пойдёт по-другому сценарию – по всей видимости, благополучному. Надежда на такой исход явственно обозначает себя в финале. 

   
   

Егора сыграл актёр Степан Девонин, муж режиссёра, сценариста и литератора Наталии Мещаниновой. После показа картины зрители яснополянского ДК пообщались с творческим тандемом.

Фото: АиФ/ Алексей Дубинин

О кино и литературе

«Писать сценарий и прозу – совершенно разные вещи (сборник короткой прозы «Рассказы» Наталии Мещаниновой вышел в начале этого года, в настоящее время весь тираж раскуплен – Авт.). В случае с литературным творчеством я изначально не планировала издание книги. Для меня было важно написать про себя максимально честно. Эти рассказы из меня просто лились потоком.

Процесс написания сценария – другой. Это непросто: приходится много раз пересматривать, переделывать, по сто раз переписывать. И сценарий – это не какое-то законченное произведение, а лишь материал для съёмок. 

Фото: АиФ/ Алексей Дубинин

Мне сейчас интересно заниматься исключительно авторским кино. Я не берусь за коммерческие проекты. Может быть, я просто не умею их делать. Но мне не нравится продюсерское фильмы – не люблю эти игры, когда автор картины будто бы знает, что у зрителя в голове, какую реакцию вызовет тот или иной кадр или история. 

В своём творчестве посредством кино я рассказываю о себе. Это высказывание максимально искреннее». 

О собаках-дублёрах

«Съёмки проходили в двух местах. Кадры, где на экране лес, озеро и палатки – это Псковское область, неподалёку от города Великие Луки. Остальное снималось в Ленинградской области. Кажется, что это глубокий лес, а на самом деле это место находится в 15 минутах езды от цивилизации.  Места съёмок выбирали исключительно по техническим причинам. Во-первых, часть актёров была из Санкт-Петербурга. Во-вторых, в Подмосковье такого фактурного леса мы не нашли.

Изначально у нас была задача рассказать историю о человеке. Мы думали, через что лучше всего показать его недоласканность. И мы решили, что животные и их взаимоотношения с людьми – идеальный способ раскрыть эту тему. 

Фото: АиФ/ Алексей Дубинин

Наличие животных и определило характер съёмки. Сначала появились они, потом нашлось пространство, потом появился особый ритм работы. С нами сотрудничала одна из лучших питерских команд профессиональной дрессуры животных для кино. Специально для нас купили три полуторамесячных алабая. Они играли одну роль – раненую собаку. Один пёс учился лежать неподвижно и ронять лапу. Другой – лежать на плечах актёра. Третий – плавать от берега. 

С дрессировщиками мы сразу решили, что никаких обездвиженных уколами собак у нас не будет. Только дрессура. Потому что нам нужны живые глаза и естественная реакция. 

Фото: АиФ/ Алексей Дубинин

С тремя собаками работать по части логистики было очень непросто. Например, ветеринар зашивает рану, выбритая шерсть у пса должна постепенно отрастать. Мы просто сломали себе мозг, отслеживая длину этой шерсти на трёх собаках. 

Сложно было работать с ребёнком, который играет внука хозяина станции. Сделать живой дубль с ним получалось только вначале. Потом ему становилось скучно – он начинал забывать текст, отвлекался. Поэтому актёры были предупреждены: сцены с ребёнком – дубль или максимум два. Все работали на мальчика и на собак. Взрослые актёры были уже по боку». 

О барсуках и лисах

«В фильме были задействованы настоящие лисы. Одна из них – ручная, живущая вместе с фокстерьерами в квартире у своей хозяйки в Москве. Лиса с ней даже в метро ездит. Хозяйка говорит, что это шпиц, если кто спрашивает. 

Фото: АиФ/ Алексей Дубинин

Лисы – пусть и ручные – опасные животные. Они признают авторитет только одного человека. Наши операторы и актёры были готовы к нападению.

В фильме задействован и барсук, чуть было не покалечивший звукорежиссёра. Зверь серьёзный. Все были предупреждены: никакой парфюмерии, никаких фармакологических средств, ничего резко пахнущего. Барсуки этого не переносят. Звукорежиссёр этому не внял и использовал парфюм. И лишь благодаря одному из членов нашей команды, который оттеснил барсука деревянным щитом, избежал увечий». 

О «благих» намерениях

«Уже после окончания съёмок мы узнали, что похожая история с «освобождением» зверей (в фильме самочинные «зоозащитники» пробираются на станцию и выпускают лис из клеток, большинство из которых в лесу погибает – Авт.) произошла с одним нашим знакомым охотником, прототипом Николая Ивановича. К нему также пришли «зелёные», выпустили две семьи кабанов с кабанятами в лес. Их всех загрызли волки, никто не выжил. Охотник запил. 

Фото: АиФ/ Алексей Дубинин

Удивительно: почти один в один повторился сюжет фильма. Который был уже снят, но ещё не смонтировал. И который на тот момент никто, кроме нас, не видел». 

Кстати

Актёр Степан Девонин год отучился в Московской ветеринарной академии им. К. И. Скрябина. Потом захотел стать актёром и с первого раза поступил во МХАТ. В семьи Степана Девонина и Наталии Мещаниновой живут три собаки.