Ирина живёт в Германии, но в Россию приезжает регулярно – здесь есть друзья и заинтересованные во встречах и разговорах с ней люди. Нашлись и туляки, которые с радостью пришли в Тульский историко-архитектурный музей на лекцию «По кубам и линиям абстрактной анимации» к режиссеру, которая привезла и выставила в музее свои работы.
«Из художественной фотографии я ушла в математику. Это не так неожиданно, как может показаться сначала, – делится художник. - У меня было романтически-наивное представление о сути математики».
«В моих фотографиях меня интересовал человек, помимо этого с утра до вечера мы в Художественной Академии обсуждали свои и чужие работы. Быстро наступило перенасыщение этими субъективными дискуссиями, и моим выходом стала математика. Для меня в то время ее привлекательность заключалась в полном отрыве от реального мира - эта абстрактная конструкция, которая способна описать мир, но ее красота и объективность может существовать сама в себе. Таким образом, я отправилась на поиски «абсолютной объективной красоты», но вскоре я поняла, что подобные суждения наивны, мне стало не хватать людей, визуального творчества, креативности, и я ушла в анимацию».
Единое искусство
Как в творчестве Ирины, так и в определении её профессии нет границ. Жанры, в которых работает режиссер, образуют симбиоз: один вид искусства перетекает в другой – изображение, танец, поэзия. Всё это дополняет образ, который в итоге воздействует на публику.
Над созданием любого проекта трудится целый коллектив. Прежде чем работу увидит зритель, проходит не неделя и даже не две. Один их короткометражных фильмов Ирины «Джаз Оргия» длится чуть меньше одной минуты. Создавался он около полугода.
«Мне хотелось вложить в эту работу всё, что я так люблю – хореографию, , конструктивизм и джаз. Меня вдохновили такие художники как Фишингер, Руттман, Малевич, Родченко, Габо, Оскар Шлеммер и многие другие. С этим багажом я нырнула в новый проект, следуя своим фантазиям и определенной абстрактной драматургии. Отдельным шагом было понять, какие краски, цвета и текстуру для себя требует эта работа. Мы не ожидали, что придётся покадрово писать каждый элемент. Но в какой-то момент после недель разных экспериментов с текстурами оказалось, что этот вариант единственно верный. И тогда мы открыли мастерскую — сеансы цветотерапии — и позвали всех, у кого было хоть чуть-чуть времени и желания рисовать с нами фильм».
Русские корни
Анимация - не единственное направление, в котором работает Ирина. После долгих поисков себя, она поступила в немецкую киноакадемию, что, кстати, был не так уж просто.
«Чтобы поступить в киноакадемию, нужен как минимум годовой опыт работы в этой сфере. Я до того момента не умела даже рисовать. Начала искать людей, которые мне помогали, советовали, рассказывали о тонкостях профессии».
Ирина поступила. Обучение длилось долго, так как во время учёбы она уехала на год во Францию по программе партнёрства между вузами. Кроме этого, она училась и на режиссёра документального кино.
«Образование в этих странах сильно разнится, - отмечает аниматор. – В Германии очень демократичный подход к обучению. Те люди, которые попадают сюда, как правило, уже имеют жизненный опыт и опыт работы в киноиндустрии. Между студентами и педагогами товарищеские отношения, есть понимание, что мы делаем одно общее дело. Все общаются на «ты». Во Франции такой стиль неприемлем. В том числе из-за того, что подростки оканчивают школу раньше, граница между педагогом и студентом огромна, и никакого панибратского общения не может быть».
Кстати, несмотря на то, что Ирина не училась анимации в России, она признаёт, что советская анимация оставила свой отпечаток и во многом повлияла в итоге на выбор профессии.
Вечный поиск
Творческие люди всегда ищут абсолют. Художники – абсолютную красоту, режиссёры – абсолютный фильм, музыканты – абсолютный звук. Не находят. Поэтому продолжают создавать дальше, как бы это ни было парадоксально.
«Работа над фильмом - это постоянное решение проблем и задач, и для каждой из них хочется найти самое оптимальное из всех возможных решений. Это и есть тот абсолют, к которому я стремлюсь. Мной движет желание найти что-то идеальное в любой, даже самой маленькой детали».
Современное искусство - это не только про красоту, но и про социальные проблемы, в том числе и про одиночество. Люди в современном мире боятся и не умеют контактировать, что противоречит человеческой природе. У человека всегда была и будет потребность в других, себе подобных. Из-за этого внутри рождается конфликт, с которым не каждый может справиться. Мы испытываем внутреннюю психологическую невозможность найти контакт с человеком, углубиться в него, достучаться.
Многие склонны говорить, что основной причиной одиночества людей стал интернет или соцсети, которые должны были бы наоборот сблизить людей. Мне кажется, что тенденция отчуждения человека вездесуща и не столь сильно зависит от развития техники. Сейчас каждый из нас больше интересуется своим индивидуальным развитием и успехом, и мы можем позволить себе быть независимыми от семьи и своего сообщества. Оборотной стороной этой трансформации может стать неумение, невозможность и нежелание выстраивать близкие и глубокие отношения с другими людьми. Соцсети могут усугубить это нежелание, а могут, наоборот, помочь его преодолеть. Мой последний фильм - документальная работа о четырех людях, путешествующих по всей Европе, чтобы найти «идеальное объятие»; они все - танцоры танго. Но при этом каждый из них живет в своем одиночестве, и эти интимные объятия помогают лишь на мгновение танца…
Всё зависит от рук
Действительно, ведь молоток в правильных руках гвозди забивает, а в плохих становится оружием. То же самое, как говорит Ирина, представляет собой и компьютер для создателя анимационного кино. Часто люди говорят, что, мол, сейчас анимацию можно создать с помощью программ, самим каждый кадр прорисовывать не нужно, загрузил все данные и пошёл чай пить.
«Это не так, - рассказывает Рубина. – Компьютер предоставляет лишь дополнительные возможности, которых не было 50 лет назад. Все виды искусства всегда вдохновлялись друг другом. Последние десять лет особенно заметно, как размываются границы между разными жанрами кинематографа: набирают обороты анимадок - анимационные документальные фильмы, мокьюментари - игровое кино в документальной стилистике, документальные фильмы с постановочными элементами».
Так или иначе, источник вдохновения у творцов один – жизнь, с людьми, историями, сложностями, неповторимыми мгновениями и случайностями.