Галина Некрасова, обладательница мягкого, редкого по красоте и диапазону (три октавы) меццо-сопрано, посвятила Тульской областной филармонии 30 лет.
Неужели судьба?
- Галина Александровна, вы родились, учились и работаете в Туле. Можно сказать, что вы придерживаетесь пословицы «где родился, там и пригодился»?
- После музыкального училища я поехала в Москву поступать в академию музыки имени Гнесиных. Попала в класс Валентины Левко, народной артистки России. Её голос звучит и в «Свадьбе в Малиновке», и в «Простой истории». Валентина Николаевна была не только выдающимся музыкантом, но и талантливым педагогом. В 1985 году она возглавила кафедру сольного пения, создавала методические пособия, выступала с докладами, проводила мастер-классы. Жаль, что наше общение с ней продлилось всего год, потому что занятия стали платными - 75 рублей за урок, и моих сбережений хватило лишь на 12 месяцев.
- И вы вернулись в Тулу?
- Всё решил случай. Я пошла забирать документы и увидела на доске в приёмной комиссии объявление, что в тульский хор требуются вокалисты. Напомню, это было в Москве! Я поняла, что это судьба и надо возвращаться. Приехала на прослушивание к Иосифу Александровичу Михайловскому, тогдашнему руководителю филармонии. Он тут же меня взял на работу. А через два года я стала солисткой хора и была ею до 2005 года. Именно в это время я смогла исполнить сольные партии в «Реквиеме» Моцарта, операх «Алеко» Сергея Рахманинова, «Русалка» Александра Даргомыжского, «Евгений Онегин» Петра Чайковского.
Кто слушает ретро?
- А есть ли у вас любимая партия?
- Любаши из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова. Во-первых, она близка мне вокально, а во-вторых, обожаю этого композитора.
Но в 1997 году в мой репертуар ворвались Исаак Дунаевский, Тихон Хренников, Борис Мокроусов, а вместе с ними народные песни - именно такой репертуар преимущественно исполняет тульский духовой оркестр. Сначала я совмещала работу, но в 2005 году ушла из хора и стала единственной штатной солисткой губернаторского духового оркестра.
- Творческие люди нередко конфликтуют, завидуя популярности, вниманию художественных руководителей, режиссёров, дирижёров. Вас эта печальная участь постигла?
- У меня выработалась толерантность ко всему, что происходит вокруг. Никаких проблем ни в человеческом, ни в рабочем плане у меня не было, но признаюсь, что многое зависит и от дирижёра. Полислав Балин, руководитель оркестра, всегда чутко чувствует музыку, может пойти за солистом, всегда готов к сотрудничеству. Он никогда не пытался реализовать свои амбиции на сцене за счёт музыкантов или вокалистов, что красит его не только как человека, но и как знатока своего дела. Это позволяет создавать неповторимые и уникальные программы, в которых много души, пронзительности и профессионализма.
- К слову о программах. Нет ли у вас желания «омолодить» публику, которая приходит на ваши выступления?
- Вы удивитесь, но наш слушатель - это люди от 30, так что молодёжи у нас тоже хватает. Львиная доля нашего репертуара - ретро, поэтому без представителей той эпохи наши концерты не обходятся никогда. Но сейчас мода на 40-50-е годы возвращается, так что, можно сказать, мы сейчас в тренде.
На самом деле возможности и оркестра, и моего диапазона позволяют нам исполнять и эстрадные вещи, и классику, и джаз. Мне кажется, что вокалист не должен сковывать себя одним направлением, тем более если его возможности позволяют ему пробовать себя в чём-то новом. Должна быть жанровая свобода.
Кто громче?
- Несколько лет назад здания филармонии и Дворянского собрания отреставрировали. Последнее отдали под репетиции и концерты духового оркестра. За что такие привилегии одному коллективу?
- Никакого блата, лишь жёсткая необходимость для существования всех коллективов. Духовые - довольно громкие инструменты, особенно если одновременно играет порядка 40 человек, поэтому нередко мы мешали работать коллегам. Теперь, в обновлённом здании, мы никого не тревожим.
Правда, иногда репетиции срываются из-за проведения важных мероприятий, но для этого здание и восстанавливалось, чтобы стать визитной карточкой региона. У нас в любом случае получилось больше времени для репетиций и профессиональной детальности.
- А что даёт оркестру определение «губернаторский» в названии?
- Тульский духовой оркестр получил звание губернаторского ещё при Василии Стародубцеве. Это повышает статус и нашу зарплату. Кроме того, имея такой статус, коллектив ездит с представителями правительства и губернатором на все мероприятия, требующие музыкального представления.
Кого забирает Москва
- Почему с вашими вокальными данными вы не уехали в другой большой город, более музыкальный?
- Не думайте, что я заточила себя в филармонии и света белого не вижу. Я много поездила с хором и оркестром, видела и другие города, и другие страны. Музыка раздвигает границы и позволяет общаться с людьми в любой точке мира, так что, занимаясь вокалом, я имею возможность путешествовать. Ну а почему не уехала работать куда-то ещё? Должно же и в Туле быть что-то хорошее.
- Однако многие уезжают. В чём вы видите причину оттока творческой молодёжи?
- В нашем регионе нет высшего учебного заведения для артистов. Есть замечательные колледжи - в Туле, музыкальный в Новомосковске, но ребята хотят идти дальше и поэтому уезжают в столицу, Питер. Нам необходим филиал института культуры, чтобы наши одарённые и талантливые ребята оставались. Единственная ниточка к высшему образованию по нашему направлению в области - это кафедра на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук в педагогическом университете.
Однако учиться там можно только заочно, да и квалификацию получить лишь концертного исполнителя, учителя музыки или концертмейстера. Впрочем, и это хоть что-то.
- А учителя музыки насколько востребованы?
- Я счастлива, что пока в школах не отменили уроки музыки и вроде бы пока никто этого делать не собирается.
Конечно, многие считают, что на этих занятиях дети просто поют песенки и ничего не делают, но это не так. Учитель музыки не собирается воспитывать эстрадных исполнительных, виртуозных музыкантов или выдающихся дирижёров, у него другая задача - духовно обогатить детей, расширить их кругозор и привить любовь к прекрасному. Дети должны изучать творчество композиторов, как изучают произведения писателей - всё это наше культурное наследие, а без культуры не может быть образованных и воспитанных людей.