«Оазис Ностальгия» Александра Майорова. Художник о свободе и отбитых руках

Романов Кирилл / АиФ

25 октября в Выставочном зале на Красноармейском проспекте откроется выставка художника Александра Майорова под названием «Оазис Ностальгия».

   
   

Его выставка не случайно называется так. Картины этого цикла наполнены ощущением светлой печали о прошлом, о любимых образах из детства, юности, того времени, которое согревает сегодня и никогда не вернётся назад.

«И всё это с тобой: волшебство открыток в благородных, с полуоблетевшим золотом узоров альбомах, аромат старых книг и какое- то особое свечение нежно- пастельных красок фарфора в бабушкином доме», - это фраза самого художника.

Картины написаны в 2019 году. Этих работ поклонники художника ещё не видели. Также на выставке будут представлены полотна из серий: «Пасьянс накануне 17» и «Венецианская прогулка». Сейчас они выставлены в галерее Инновационного центра в Калуге.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

По словам художника, это плоды его размышлений о предреволюционной России, о русском Серебряном веке, о его приоритетах в области поэзии, и то, что касается его семьи, что переплетается с личными мотивами, интонациями. Наша встреча проходит в мастерской на старой улице Льва Толстого в сталинском доме с высокими потолками и большими окнами возле древнего Всехсвятского кладбища, давно уже ставшего памятником истории нашего города. Этот район для Александра Майорова тоже «Оазис Ностальгия». Здесь он родился, провёл детство.

«По волне моей памяти…»

- Одна из работ цикла называется «Белый ангел, старый дом». Там детали того антуража, которые окружали меня в детстве в доме моей бабушки. Эта картина создана на основе подлинного материала, то есть это то, что питает мое творчество.

Татьяна Гусева, «АиФ в Туле»: Многие детали, образы присутствуют в нескольких работах.

   
   

Александр Майоров: Как говорится, всё своё ношу с собой. Куда же я от этого денусь, если это мои первые художественные впечатления - то, что я видел на открытках, старых дореволюционных фотографиях, журналах. Первые впечатления сыграли значимую роль и дороги мне до сих пор.

- Судя по всему зрители увидят картины другого Александра Майорова, не такого к которому привыкли. Нет уже знакомых всем человечков, картины написаны в иной манере.

- Эти работы сделаны по-новому. Не с фактурой, а в гладкой, классической манере с использованием многочисленных лессировок. Здесь я следую традициям. Да и странно им не следовать. Сама тематика оправдывает выбор техники. Потому что мы говорим о прошлом. Тут инновационные вещи можно искать в смысле композиции, в смысле организации пространства. А технические моменты, фактурные, к которым мой зритель привык, я решил в данном случае не использовать. Они будут фрагментарно использованы в цикле «Пасьянс накануне 17». А вот «Венецианская прогулка» и «Оазис Ностальгия» решены так. О традициях и багаже…

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

В мастерской, где мы беседуем, очень спокойно и чисто. Наряду с мольбертом и красками присутствуют те самые милые безделушки: старинный подсвечник, фарфоровая чашка. Тихо звучат песни Андрея Макаревича.

- А настоящее, то, что происходит сегодня, как-то оказывает влияние на ваше творчество?

- Я не являюсь, так называемым, актуальным художником. Мне проще вести какой- то диалог с настоящим, опираясь на багаж из прошлого, который необходим, чтобы не терялись традиции в настоящем, чтобы не было подмены чего-то настоящего и подлинного.

- А как вы думаете, мы традиции сохранили?

- Я полагаю, что если мы не будем о них помнить, то будет нехорошо всем. И потому, наверное, создавая новое, нужно очень быть тонким и внимательным в отношении качества этого нового. Я не очень большой поклонник советской песни, но, когда их слушаешь и сравниваешь с тем, что даётся сейчас, понимаешь, что делались они на очень высоком уровне. Качество необходимо сохранять, причём во всех сферах человеческой жизни, и в творчестве прежде всего. И это мне представляется очень важным сегодня.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Об Окуджаве и колбасе за 2.20

- Наше поколение вышло из Советского Союза. Сегодня многие ностальгируют по тому времени.

- У меня нет ностальгии по Советскому Союзу. У меня есть ностальгия по детству, по бабушкину дому, по моей юности и товарищам моей юности. Многих, к сожалению, уже нет сегодня. По тем очень высоким музыкальным образцам, которые формировали культуру. Битлз, Окуджава…

Среди работ, которые будут представлены на выставке, кстати есть картины, вдохновленные этими музыкантами. Вот как говорит художник: «Твоя униформа потертая джинса, длинные волосы и башмаки на платформе, и ты знаешь, что «земляничные поля навсегда», как навсегда Пол, Джон, Джордж и Ринго».

- То есть, я скучаю, по вещам подлинным, но эти вещи были никак не благодаря, а скорее вопреки всему советскому. Я могу с ностальгией вспоминать как катался на санках с горки, но ностальгировать по колбасе за 2.20 я не буду. Я достаточно много говорил своим студентам на факультете искусств, что они не могут понять того обстоятельства, что живут в свободном творческом пространстве. Им сейчас никто ничего не запрещает. Хочешь быть сюрреалистом, будь, хочешь реалистом - да ради Бога. Хочешь быть актуальным художником - пожалуйста. То есть абсолютная свобода в плане творчества. Чего в моей молодости не было. Только по рукам били.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

О старом городе и его переменах

- Так называемый Всехсвятский холм. Когда- то это было заповедное место с цветущей сиренью, утопающее в садах. Сегодня многое изменилось, нет того настроения, той ауры. Так не считаете?

- Всехсвятское кладбище, то, что его сохранили, очень важно. Оно бережёт этот прежний дух. Вроде бы исчезает старый город, но что-то сохраняется. Настолько здесь сильная энергетика, что всё равно атмосфера остаётся.

- А вообще, вам не кажется, что старая Тула исчезает? Уже нет тех старинных уголков в центре города. Сносится, разваливается, уходит навсегда бывший дворянский квартал: район Гоголевской, Свободы.

- В общем да. Но это видимо неминуемый процесс. Другое дело, очень важно, чтобы это кардинально не тревожило окружающую среду в виде спонтанных высоченных свечек в 30 этажей в историческом центре. Вот это безобразие, на мой взгляд. Сохранять какой-то уровень необходимо.

- Очень многое изменилось в областном центре. Появилась набережная, улица Металлистов восстанавливается. С художественной точки зрения, вам это нравится?

- То, что набережная появилась? Конечно, нравится. Я вспоминаю, какая там была помойка. Другой вопрос, с моей точки зрения, там должно быть больше каких-то артобъектов. Их уже ставят. Просто вкусовой отбор должен быть очень хороший. А так, чем больше будет городской скульптуры, каких- то вещей, которые были бы интересны и детям, и молодому поколению, тем лучше. Что касается улицы Металлистов, я, честно говоря, не очень понимаю зачем там посадили всякие зелёные насаждения. Мне кажется, эта аллея должна отвечать названию. А пока она мало согласуется с традицией этой улицы. Мне кажется, не хватает каких-то очень хороших образцов из металла: ковки, литья. Опять-таки пусть присутствует какая- то городская скульптура, которая идейно будет совпадать с названием этой улицы, и которая будет интересна и тулякам, и туристам.

- А у нас в Туле художников спрашивают, как лучше украсить город?

- Поскольку я член Общественного Совета при Министерстве культуры Тульской области, то в общем спрашивают. Другой вопрос, насколько мнение принимается во внимание.  

- В известной песне поётся «Тула похожа сама на ружье», а у вас какие ассоциации вызывает наш город? С чем он больше связан?

- Ну, наверное, со старыми домами. И высокой колокольней с ангелами. Мы с детства ждали, что эти ангелы затрубят, взмахнут крыльями и тогда насупит конец света. Очень этого боялись. К сожалению, у нас всё замыкается на треугольнике: самовар, пряник, ружье. И такое ощущение, что больше и гордиться не чем для человека несведущего. А на самом деле в Туле много интересного.

- То есть купеческая Тула победила духовную? У нас нет, например, хорошей галереи, где бы художники могли выставить свои работы.

- Да, побывав в Калуге, мне стало немного печально, потому что там галерея как раз великолепная и причём не одна. Я ставил вопрос на Общественном совете о том, что необходим музей, я подчеркиваю, не какой- то филиал, а Музей современного искусства, где будет и постоянная коллекция, и регулярно сменяемые экспозиции. И чтобы собирались в этом музее картины тех авторов, которые здесь живут, жили. Все мы не вечные. Не хочется быть в качестве пасынков. Вот у меня в Музее изобразительных искусств пять работ и ни одна не выставлена в постоянной экспозиции. Там, например, нет зала для современных авторов. Поэтому необходим музей современного искусства. Я уверен, тулякам это будет интересно, люди поддержат.