Раньше гидами могли стать люди, которые хорошо знают историю той или иной местности. Очень часто ими оказывались филологи и краеведы.
Сегодня характер экскурсий усложняется: территория маршрута – музейная экспозиция или тур по городу, формат маршрута – пешая прогулка или квест, тематика экскурсии – обзорная или посвященная чему-то конкретному.
Получается, что знание истории – далеко не основная и уж точно не единственная компетенция специалиста по экскурсиям.
Так кто же экскурсовод сегодня и чем занимается? В чем отличие гида от экскурсовода? И кто такой медиатор в музейной сфере?
Корреспондент tula.aif.ru поговорила с представителями разных направленностей этой профессии и узнала, с чего начинался их путь, как зародился интерес к этой работе, какие преимущества и недостатки они в ней видят и, главное, как они отличают себя от своих «почти коллег».
Гид по Туле, координатор сообщества гидов «Тула. Легенды и факты» Егор Пронин
«На первом курсе заинтересовался предложением музея «Куликово поле» подработать на фестивале, который проходит в третьи выходные сентября ежегодно, в качестве гида.
Заманил нас один преподаватель словами: «У вас всё равно у всех педагогическая практика будет, вот заодно опыта и поднаберётесь, потом пригодится». Народ потихоньку отсеивался, в итоге я остался один. Так с 2004-го года я вожу экскурсии.
Преимущества профессии гида - в том, что работа нефизическая, а с людьми. Плюс интересная: сам узнаёшь много нового и получаешь обратную связь.
О недостатках: работа, во-первых, сезонная, то густо, то пусто. Кроме того, гид работает там, где отдыхают остальные, например, в те же праздники.
В вопросе отличия гида от экскурсовода я мудрствовать не буду, здесь я всегда говорю: экскурсовод ведёт экскурсию по экспозиции музея или его территории, а гид работает по городу, либо в автобусе».
Гиды сообщества, которое координирует Егор, занимаются проведением обзорных и тематических экскурсий по Туле и области.
Александр Татарников, экскурсовод Тульского историко-архитектурного музея
«Я начал заниматься этим как подработкой в свободное от учебы время. Учился на историческом факультете, а такая работа была ещё полезна для саморазвития. Думаю, это и остаётся главной причиной, по которой я до сих пор остался в этой профессии.
Преимущество работы состоит в возможности заниматься тем, что тебе нравится. Даже на одну и ту же экскурсию можно посмотреть с разных сторон, хотя, конечно, всегда есть определённые рамки. Если ты действительно готов помогать людям узнавать что-то новое, то такая работа как раз для тебя.
Как правило, в музеи люди идут по собственному желанию, и проблема мотивации возникает крайне редко. Также это еще и возможность общаться с людьми из других регионов страны и даже из зарубежья.
Недостатки зависят от того, какие цели в жизни стоят перед конкретным человеком: одним не нравится заработная плата, другим то, что ты постоянно в статусе «обслуги», и люди могут относиться к тебе свысока, в нашем обществе такое встречается».
Дарья Нехаева, медиатор в Музее станка
«Я пришла работать в Музей станка, когда он только открылся. Меня поставили на должность медиатора. Это не совсем экскурсовод, а больше проводник в мир искусства для людей.
Я рассказываю людям о том, что у нас есть в музее, подсказываю им что-то или отвечаю на возникающие вопросы, погружая их так в музейный мир. И преимущество, и недостаток этой профессии одновременно – многофункциональность, которой ты должен обладать.
Нужно провести людей на экскурсию, рассказать, как устроен музей, взаимодействовать с туроператорами, школами, отвечать за функционирование музея, продумывать игры, викторины интересные программы. Работа очень разнонаправленная, в этом, собственно, и отличие задач медиатора от задач гида или экскурсовода, которые конкретно рассказывают об истории объекта, где важна научная подача».