В 2013 году Алексей Учитель представлял снятую в начале «нулевых» картину «Дневник его жены» о последних днях жизни Ивана Бунина. Нобелевского лауреата в этом фильме сыграл Народный артист России Андрей Смирнов, а автором сценария «Дневника» выступила его дочь Авдотья Смирнова, которая, к слову, осенью этого года снимала в Ясной Поляне свою новую картину - «фильм о малоизвестных эпизодах из жизни Толстого».
Сказать же, что известность фильма, который Алексей Учитель представлял в Ясной Поляне в минувшую субботу, приближается к абсолютной – преувеличением сильным не будет. Про «Матильду» хоть что-нибудь, да слышал каждый. И даже тот, кто кино это, незаслуженно названное скандальным, ни разу не смотрел. Администрация ДК даже усилила охрану в день показа, но обошлось без эксцессов.
Традиционно после просмотра фильма режиссёр пообщался со зрителями.
О поиске актёров
«Может показаться необычным, что в моём фильме много иностранных актёров. Так было сделано потому, что они подбирались в соответствии их ролям. Будущая императрица Александра Фёдоровна была немкой – поэтому мы взяли на эту роль немецкую актрису театра и кино Луизу Вольфрам. Французская актриса Сара Штерн сыграла солистку петербургского Мариинского театра Пьерину Леньяни – итальянку, говорящую на ломаном русском. Мать Николая II была датчанкой – её сыграла Ингеборга Дапкунайте.
Свой метод поиска актёров, как мне кажется, я унаследовал из документалистики, которой занимался довольно много. Человеческие качества того или иного актёра должны совпадать с образом, в который он вживается. Не любую роль можно сыграть, даже при большим таланте. Например, польскую актрису Михалину Ольшанскую, которая сыграла Матильду Кшесинскую в фильме, мы искали полтора года. На главную роль пробовались множество хороших актрис и даже известные балерины, но все типажи не соответствовали образу. Ольшанская же подошла прекрасно. И теперь она – фактически вчерашняя выпускница театральной школы в Варшаве – снимается во многих фильмах и пользуется большой популярностью. Я думаю, её ждёт звёздное будущее».
О музыке
«Музыку для картины писал американский композитор Марко Белтрами, с которым мы вели очень долгие предварительные переговоры. Он один из ведущих кинокомпозиторов в мире, поэтому свой гонорар он выставил в виде семизначной суммы. Мы же могли ему предложить лишь почти в десять раз урезанный. На что он ответил: «Снимите, покажите. Подумаем». Что, конечно же, означало просто вежливый отказ. Однако когда частично картина была готова, мы смонтировали 30 минут фильма и всё-таки отправили этот рабочий вариант Белтрами. Через неделю пришёл ответ, что он согласен работать за те деньги, что мы ему предложили. Это радостно, поскольку означает, что ему показался интересным сам фильм. К тому же я подкупил его ещё и тем, что пообещал, что записывать ему музыку будет оркестр Мариинского театра, а дирижировать будет Валерий Гергиев. При этом на тот момент никакой договорённости с театром у меня не было. Это был риск, который оказался оправданным».
Об идее фильма
«Как-то мне принесли сценарий фильма о жизни балерины Матильды Кшесинской, предложили снять байопик (биографическую картину с элементами документального и художественного фильма – Ред.). Я отказался по нескольким причинам. Во-первых, у меня уже есть картина о балерине - «Мания Жизели». Повторяться не хотелось. Во-вторых, в то время я думал над созданием фильма с рабочим названием «Дно». Так называлась станция в Псковской губернии, где произошло отречение Николая II от престола. На тот момент я прочитал немало литературы об этом событии и находился под впечатлением. Но, когда возник сценарий о Кшесинской, мне показалось интересным перевести фокус на эту любовную историю, полную необычных, мистических и подчас даже детективных событий. Я подчёркиваю: это история отношений не балерины и царя, а балерины и наследника престола. Будущий император тогда стоял на пороге выбора, который предопределил всю его дальнейшую судьбу. Каков был итог этого выбора – показала история. Так, во всяком случае, кажется мне».
О фактичности и вымысле
«Матильда» - художественный фильм, а не документальный. Но ключевые сюжеты, которые показаны в картине – крушение царского поезда, свадьба, коронация, Ходынка – все они достоверны. Но есть и отдельные события и обстоятельства, о которых ни в мемуаристике, ни в воспоминаниях или письмах не сохранилось никаких свидетельств. У меня, например, часто спрашивают: действительно ли упал в обморок во время коронации император, как это было показано в фильме? Упал, да, это абсолютно точный факт. Он 40 секунд был без сознания – но что ему в этот момент привиделось, в чём была причина – доподлинно неизвестно».
О протестах
«Они сильно преувеличены. Говорилось о 10 тысячах писем протеста, хотя в УМВД мне рассказывали о 3 тысячах зафиксированных. С Натальей Поклонской я имел всего один пятиминутный разговор, во время которого я не переубеждал её, а лишь предложил посмотреть фильм. Потому что в таком случае её отрицательное мнение о картине могло бы претендовать на обоснованность. На что мне ответили, что «смотреть незачем». Позиция как минимум оригинальная. Как можно критиковать что-то, не ознакомившись? Дело в том, что жизнь последнего российского императора была в принципе достаточно открыта, а история, показанная в картине, не представляет собой какой-либо тайны, о которой не было бы известно ранее. Да и лично я верю в то, что между наследником и балериной была именно любовь, которую опошлить в фильме никто даже и не пытался.
Обидно, что после всей этой шумихи люди идут на фильм, ожидая увидеть нечто скандальное. И, надо думать, уходят разочарованными, ничего подобного не обнаружив. Этот изначально неверный посыл меня расстраивает. При этом меня же ещё подозревают в тайном сговоре, заключённом якобы ради раскрутки фильма. Но я бы никому не пожелал такого «пиара». В течение года по депутатским запросам мы прошли 43 проверки: со стороны генпрокуратуры, казначейства и т.д. Ни одного нарушения выявлено не было. Но ведомства же обязаны отреагировать на каждый запрос».
О планах
«Со следующего лета приступаю к съёмкам фильма «47», он будет посвящён событиям, связанным с гибелью Виктора Цоя. После первого моего фильма (в 1992-м Учитель снял картину «Последний герой», посвящённую памяти музыканта – Ред.) у меня осталось очень много материала. В фильме будет показано время после автокатастрофы, предшествующее похоронам Цоя. Водитель «Икаруса», в которого врезался «Москвич» музыканта, везёт тело погибшего – ведь это именно так и было, поскольку другие водители отказались его перевозить. В автобусе едут жена и сын Виктора, его продюсер, два музыканта. Фильм будет не документальным, а игровым. Цой тоже в кадре будет появляться. В фильме планируется использовать архивные записи.
Есть ещё идея снять картину по книге английского писателя Джулиана Барнса «Шум времени» - о композиторе Шостаковиче. Но это уже совсем другая история».