Каминная выдержка. Фильм «Война Анны» представили в Ясной Поляне

В ту же зиму грянул литературный дебют соавтора картины  Наталии Мещаниновой – сборник короткой прозы «Рассказы», охарактеризованный литературным критиком Галиной Юзефович не иначе как «русская Ханья Янагихара». Объём написанного раз в семь меньше, но сравнение это рискованно называть неоправданным  – тема насилия поистине неисчерпаема, идёт ли речь о жителях Нью-Йорка или об обитателях депрессивного посёлка в Краснодарском крае. Дело не в количестве страниц, а в том, в какие слова, предложения и смыслы складываются буквы на бумаге. Книгу Мещаниновой многие также называют одним из главных литературных событий года. Такое вот совпадение. 

   
   
Фото: кадр из фильма

За три месяца до начала проката фильм «Война Анны» Алексей Федорченко представил в Ясной Поляне. В основе сюжета – история шестилетней еврейской девочки, выжившей после массового расстрела. Ребёнок живёт в камине немецкой комендатуры, наблюдает из укрытия за тем, что творится в захваченной нацистами деревне, предпринимает периодические вылазки, чтобы добыть пропитание и изучить окружающую действительность – и вместе с Анной это «открытие мира» совершает зритель. Алексей Федорченко называет картину «очень тактильным фильмом» - довольно точное определение эффекта присутствия, которого удалось добиться в кадре…

Традиционно после показа режиссёр пообщался с публикой.

Фото: пресс-служба музея-усадьбы «Ясная Поляна»

О клаустрофобии и оккупации

«В основе сюжета лежит история, которую я прочёл лет пять назад в ЖЖ: девочка скрывалась на оккупированной немцами Полтавщине два года, до тех пор, пока посёлок не освободила Красная армия. После этого ребёнка воспитывали в детдоме во Львове, где она и осталась работать нянечкой, уже став взрослой. Но я не нашёл никаких документов, подтверждающих, что всё это было на самом деле.  

История меня очень тронула – мой отец родился в посёлке, который в войну оккупировали. В 1941-м отцу было шесть лет – ровно столько, сколько главной героине картины. Я всегда с интересом слушал рассказы о тех событиях, мне хотелось передать дух того времени...

Фото: пресс-служба музея-усадьбы «Ясная Поляна»

Но ещё до того, как я нашёл эту историю, я поставил себе кинематографическую задачу снять фильм в закрытом пространстве. Поскольку у меня клаустрофобия, с которой я борюсь, меня всегда интересовали такие фильмы, как «Погребённый заживо» Родриго Кортеса и «Лифт» Стига Свендсена. И я искал подобную фактуру»

О томатах и миллионе тенге

«Сначала я думал, что не найду актрису на роль главной героини. Потом в интернете мне попались фотографии Марты Козловой – её мать фотограф, она опубликовала её портрет в сети. Потом я познакомился с Мартой и её родителями, мы начали работать. Картину снимали в Екатеринбурге, достаточно быстро – на это ушло 24 дня. Какие-то сцены снимали в здании земской школы, другие – в отреставрированной усадьбе купца Железнова. 

   
   

Фильм получился очень тактильный, все детали в кадре близки к зрителю, практически весь реквизит подлинный – в частности, мы использовали настоящие украинские учебники грамматики 40-х годов…

Фото: пресс-служба музея-усадьбы «Ясная Поляна»

Был случай, когда Марта мне сказала: «Я отказываюсь играть в одной сцене – если вы её не отмените, я выхожу из проекта». Я удивился: «Что такое?». «Ненавижу помидоры…». Речь шла о поедании томата, который нам пришлось накачивать сахарным сиропом, а Марту – уговаривать три дня. Если вы внимательно пересмотрите этот момент в фильме, скорее всего, вы заметите ту брезгливость, с которым она ела помидор.

Сегодня Марта Козловой уже девять лет, она очень серьёзная: снимается в клипах, фильмах. Хочет зарабатывать. Говорит, что мечтает накопить миллион, чтобы купить себе кошку породы саванна – большое такое животное. Родители улыбались на такую цель, по после того, как Марта в этом году получила миллион тенге (порядка 180 тыс. рублей – Авт.) за главную женскую роль на фестивале «Евразия», мама вздрогнула».

О Наталии Мещаниновой 

«Когда я начал писать сценарий, я понял, что мне нужен женский взгляд, поскольку главная героина девочка. И я стал искать соавтора. Прочёл в интернете «Рассказы» Наташи Мещаниновой, выяснил, что она ученица моей подруги Марины Разбежкиной, нашёл Наташу, познакомился с ней, встретился, рассказал идею. Ей всё очень понравилось, но она отказалась. «Ничего не знаю про войну, не моя тема…». Я решил подождать. И не зря. Спустя год она мне позвонила и сказала, что готова работать. И мы совместными усилиями достаточно быстро написали сценарий. Наташа написала удивительные диалоги для каждой сцены, это такой вербатим (документальный жанр, представляющий собой реальные монологи – Авт.). Эти монологи потом переводились на украинский, немецкий. К сожалению, не вся работа Мещаниновой вошла в фильм».

О меланхолии Зощенко 

«В настоящее время я заканчиваю новую картину «Последняя милая Болгария» - фильм по книге Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Я считаю, что это лучшая его работа. Книга – анатомия меланхолии. Зощенко пытается разобраться со своей депрессией и ищет событие, её вызвавшее. Это психоаналитическая работа, автор перебирает свои любови, измены, войны, ранения…Я уже давно перечитывал эту книгу и то, что это будет фильм, я впервые понял ещё лет двадцать назад. В настоящее время съёмки закончены, ведётся монтаж. Он очень интересный: мы используем полиэкраны – в одном кадре одновременно присутствуют по семь-восемь сюжетов. Должны закончить к следующему году.

На 2019-й у нас запланирована съёмка фильма об отношениях Кавказа и России в XIX-XX веках. Интересный сценарий, необычный жанр, который я сам для себя ещё не определил – можно назвать его «фреской». Но уже есть ясность относительно последнего эпизода – действие будет происходить в Ясной Поляне. Больше пока без подробностей».