В Тульской области много национальностей. Широко известно об армянской, еврейской, грузинской диаспорах, но есть еще и немногочисленный народ – езиды, которые компактно проживают в Донском и Кимовском районе. Подробнее о них - в материале «АиФ-Тула».
Шейхи, пиры и мриды
Под крышей дома, двери которого, кажется, открыты всегда и всем, проживает сразу три семьи братьев-езидов Агмадян. Армянские корни фамилии напоминают о малой Родине, которую после распада Советского союза им, как и многим их соотечественникам, пришлось покинуть.
Председатель Езидского конгресса в Тульской области Агмад Агмадян вместе с родителями переехал в город Донской летом 1994 года. Тогда ему было семь лет. В милиции Донского работал его дядя Агмадян Алик Магарович, который в 1999 году погиб при исполнении служебных обязанностей в должности майора.
«Осенью сразу же пошёл в школу, но так как по-русски говорил плохо, обучение давалось нелегко, - признаётся Агмад. – Всё изменилось после того, как я получил двойку, а мой сосед по парте – четыре. Мне было так обидно, что к концу четвертого класса я стал одним из лучших учеников».
Стремление к совершенствованию, видимо, у него в крови. По праву рождения Агмад – представитель езидского духовенства. «В отличие от других мировых религий у езидов духовными лицами не становятся по желанию, после получения соответствующего образования или посвящения в сан, а лишь по рождению», - рассказывает Агмад.
Езиды делятся на эндогамные касты – шейхи, пиры и мриды. Шейхи, к которым как раз и относится Агмад, и пиры - духовные. Мриды (миряне) – светская каста. При этом шейх отмечает, что все касты – это звенья одной цепи, которые равны между собой и уважаемы друг другом.
Гонимый народ
С почтением и уважением Агмад представляет одного из учредителей Езидского Конресса Джамала Слоевича Набояна, живущего в России почти 30 лет.
«После войны в Карабахе и распада СССР жить было нелегко, - вспоминает он. - Тогда из России в Армению мы возили буквально всё, что можно было – от спичек до муки и макарон. В один из таких рейсов Грузия закрыла границу. Несколько месяцев мы находились вдали от семей в подвешенном состоянии, и в итоге решили остаться в России. Эта страна никогда не была для нас чужой, тем более что в Тульской области у меня в милиции работал двоюродный брат – было к кому обратиться. Перевёз семью, и вот уже дети и внуки мои родились здесь.
Распад Советского Союза – большая ошибка. От этого в итоге никто не выиграл. Раньше было совершенно не важно, какой ты национальности. В 1980-е годы мы даже двери домов не закрывали. Сейчас всё изменилось. Безусловно, новые технологии, доступность продуктов, одежды, техники – это плюсы современного мира. Раньше, чтобы позвонить в Армению, надо было доехать до райцентра, сейчас из дома я сразу же могу позвонить в Америку.
Условия жизни стали хорошими, а сама жизнь лучше не стала. Когда я отучился, то знал, что у меня будет работа, оплачиваемый отпуск, выходные дни, определённый заработок. Сегодня этим мало кто может похвастать – это и тревожит. Я не скажу, что живём плохо, но душа неспокойна за будущее».
Джамал Слоевич рассуждает вслух размеренно и объективно говорит, что уже ничего не изменить и надо идти вперёд.
«Наш народ на протяжении долгих лет был гоним, находился под прессингом. Сохранить себя помогла наша вера. Это держит нас вместе и делает сильнее».
Религия езидов – Шэрфэдин. Они верят в единого Бога творца – Ходэ, в руках которого находится и добро, и зло. После Бога идёт пантеон, состоящий из семи архангелов, во главе которых стоит верховный архангел – Мэлэке Таус. Его изображают в виде павлина.
Беречь религию
«Мы уважаем все религии, но свою бережём, - рассказывает Агмад. – Наша нация миролюбивая, даже молитва у нас начинается так: «О, боже, дай сначала 72 народам благополучия, а потом уже нам, езидам».
Кстати, не менее важным символом для них является солнце. По верованиям, источником всех истин является Всепроникающий свет, сокрытый в сердце каждого человека. Именно поэтому, когда езиды молятся, обращают свой взор к солнцу. При этом их нельзя назвать солнцепоклонниками или язычниками. Уникальность езидов в том, что они, спустя многие тысячелетия, смогли сохранить свою религию, культуру и традиции, не имея государственности.
У езидов есть три главных постулата, которых они должны придерживаться: Шелпке Зэрин – запрет брака между кастами; Диза Дэнэ – запрет брака с иноверцами; Дэрба Хэрке – запрет на оскорбления другой касты.
Главная святыня езидов находится в Ираке. Это храмовый комплекс в 40 км к северу от Мосула – Лалша Нурани, где есть Кубы 366 архангелам, ангелам и святым. По преданию езидов, именно там зародилась жизнь.
В домах некоторых представителей духовных каст есть святыня – Оджах. Присутствует такая святыня и в доме Агмада.
«Дело в том, что даже внутри касты шейхов есть разделение на подкасты, которые в свою очередь делятся на роды. Функция моего рода – излечение души, - говорит хозяин дома. – Святыня, которая хранится у нас, - это чаша со священными атрибутами. Её удалось сберечь ещё со времён Османской империи».
Также существую определённые правила, чтобы приблизится к ней. Перед входом в комнату, где находится Оджах, необходимо разуться, нельзя поворачиваться к святыне спиной, зайдя, ей надо поклониться, встать на колени, после чего можно просить о помощи.
Кстати, на большие праздники к святыне приходят попросить благословения по 30-40 человек, и для всех двери дома шейха открыты.
Зачем бросать яблоки?
Но не только духовные традиции сохраняют езиды. Например, на свадьбах до сих пор исполняются некоторые обряды. Обычно езидские свадьбы проходит в два дня, в первый день идут приготовления к свадьбе в полном объеме.
В этот день два свидетеля жениха, которые по традиции должны быть не женатым, украшают дерево (в основном это бывает ветка яблони) разными фруктами, конфетами и по середине вешается косынка в виде кулька, в который гости могут бросать деньги. Во второй день (основной) уже семья жениха едет за невестой. Одним атрибутом из приданного это подушка, оформленная красиво. По приезду в дом жениха их встречает свекровь с хлебом (лаваш) который ложится им на плечо. После этого жених поднимается на возвышенность, снизу одному из свидетелю жени ха бросают подушку, которой он бьет по голове жениха и бросает ее обратно вниз, так делают три раза – это говорит о том, чтобы жених не смотрел в «другие стороны» и чтобы они жили счастливо вмести на одной подушке.
После этого жених бросает по очереди три яблока на голову невесты, как напоминание о том, что Ева совершила проступок, ослушавшись запрета. И еще один немаловажный момент - перед порогом в дом ставятся тарелки, которые молодые разбивают ногой – это делается для того, чтобы первый шаг, который делает невеста в дом мужа, сопровождался благополучием.
К слову, если раньше невесту и жениха среди езидов выбирали родители, то сейчас они могут дать лишь рекомендации по выбору избранницы или избранника.
Что же касается семейного уклада, то, как говорит Агмад, «мужчина – это наружная дверь, а всё, что внутри дома – это уже ответственность женщины».