Общество «Знание» - это название будит светлые воспоминания о советской жизни, эдакая ностальгия по прошлому. Но оно не почило в бозе вместе с той страной, в которой мы все когда-то жили. Лекторы и сегодня ездят по городам и сёлам, рассказывают о жизни, времени и новой уже стране. Обновилось и общество, теперь оно называется «Знание России». Однако многие люди в нём всё те же, что и раньше, - настоящие энтузиасты. Николай Григорьевич ШЕИН, возглавляющий тульское «Знание», - один из них.
Правопреемник миллионера
А вы знаете, что газета «Аргументы и факты» - это газета общества «Знание»? - с этого начал наш разговор Николай Григорьевич. - Вашу газету создало наше общество в советское время. Потом, когда началась перестройка и прочие процессы, газета отделилась от «Знания», стала самостоятельной.
«АиФ в Туле»: - Многие уверены, что общества «Знание» давно уже нет. А оказывается, оно живёт и здравствует?
Н.Ш.: - Живёт, здравствует, правда, не процветает. По крайней мере тульская организация точно. Я в обществе «Знание» с 1980 года, один из самых старых председателей. Пора бы уходить на покой, но не ухожу: хочется в апреле отметить 65-летие нашей организации. Боюсь, если я уйду, никто не отметит и не вспомнит.
Люди среднего и старшего возраста наверняка помнят «Знание» как самую авторитетную просветительскую организацию не только в СССР, но и в мире. В её рядах состояли 2,5 млн членов.
Правопреемником стало общество «Знание России». 28 марта состоится уже XV его съезд, туда отправятся четыре тульских делегата. Наша организация - одна из 70-ти региональных. Увы, у нас нет своего помещения и не предвидится. Работа строится на энтузиазме, однако она необходима. Уникальность «Знания» в универсальности: мы работаем со всеми слоями населения. Конечно, нам нужна помощь, чтобы восстановить роль нашей, такой авторитетной в прошлом, организации.
И всероссийское «Знание» находится в ином положении, нежели раньше: оно всегда располагалось в здании Политехнического музея, только раньше музей принадлежал обществу, а теперь общество арендует помещения у музея. Все региональные отделения живут по-разному, между ними нет ничего общего, каждое выживает само по себе. Системы членских взносов у нас никогда не было. В советское время жили под эгидой КПСС. Сегодня процветают те, у кого есть помещения. Лучше всех устроилась организация в Санкт-Петербурге, которая находится во Дворце княгини Юсуповой: там что ни комната, то музей. А в Курске у общества есть свой Дом знаний и сильные спонсоры. Нас же никто не поддерживает, кроме друзей. Власти делают вид, что такой организации нет. А мы есть!
К 65-летию мы решили издать памятную медаль. И заказ сделали в Китае! Потому что это оказалось дешевле, чем в Москве или Челябинске.
Вот сейчас ездим по области с нашей просветительской конференцией на тему «Эстафета поколений». В ней принимают участие ветераны Великой Отечественной войны. Ветераны вообще самые активные члены нашего общества. Я сам являюсь зампредседателя комитета ветеранов войны и военной службы, поэтому организуем почти все мероприятия совместно. Конференции провели уже в семи городах. Программа в каждом городе адаптирована. Нам посоветовали выдвинуть её даже на президентский грант. Я горжусь всеми своими друзьями и не могу с ними расстаться. Это энтузиасты до удивления. Если бы были деньги, мы могли бы горы свернуть!
Мы распространили по области десять тысяч книг. Проблема в том, что у библиотек нет машин, они не могут забрать их сами. Вот книги у меня и лежат. Когда могу, развожу сам, но разве я много увезу?
«АиФ в Туле»: - Библиотеки в области совсем бедные?
Н.Ш.: - Они остались в райцентрах, а маленькие - в основном только в школах. Остальные давно закрыты.
Случайные встречи
«АиФ в Туле»: - В вашей жизни было немало интересных встреч, которые вы описали в своих рассказах.
Н.Ш.: - У меня даже цикл есть под названием «Случайные встречи». Я отношусь к категории «дети войны». Это поколение Гагарина. И я поступал одновременно с Юрием Алексеевичем в Оренбургское, тогда ещё Чкаловское училище. Мы вместе с ним прошли комиссии. Но я не поступил: нужно было защитить в техникуме диплом. А Гагарин поступил без труда. Мы с ним разминулись и больше не встречались. Хотя, когда он приземлялся после космического полёта, нас, десантников, бросили к месту приземления - в Казахстан. Но он, как известно, приземлился у Саратова. Так что встретиться не удалось.
Похожая встреча была и с Виктором Черномырдиным, в юности. Он учился в десятом классе, а я заканчивал техникум и проходил практику там, где он жил, - в селе Чёрный Отрог под Оренбургом. Мы в один клуб вместе на танцы ходили, но знакомы не были.
Однажды, в 1965 году, ехал в поезде вместе с Ириной Мирошниченко. Я, майор ВДВ, возвращался с отдыха на службу. Зашёл в купе, там три женщины. Красивая белокурая девушка сразу сказала: «О, наконец к нам мужчина, да ещё военный!». Ирину я не узнал. А она всё говорила и говорила. Запомнил её длинные волосы и огромные глаза. И только когда уже пора было выходить, соседка сказала, что это знаменитая актриса. Я пригласил её в нашу часть. Конечно, она не приехала. Годы спустя Мирошниченко приехала к нам в часть уже в Уфу, но меня она не вспомнила. Там она была совсем другая - строгая, ни слова лишнего.
«АиФ в Туле»: - Шеины - фамилия известная.
Н.Ш.: - У Шеиных есть медаль знаменитого генералиссимуса, основоположника фамилии, который незаслуженно забыт. Представители нашей фамилии - из Ефремовского района. Но я не знал о тульских корнях. Только бабушка моя по папиной линии мне говорила, что она из Тульской губернии, Ефремовского района, деревни Красное. Причём и мама моя тоже Шеина, но из Курской губернии. Оттуда они тоже переехали на вольные земли в Оренбург. Шеины сейчас живут по всей стране.
31 год я служил в армии. Когда не попал в Оренбургское лётное училище, в 1963 году поступил в воздушно-десантное - предложили в военкомате, а я о таком даже не слышал. После Второй мировой войны было решение ООН сократить до минимума Воздушно-десантные войска. Три года учились в секретном режиме. Форма у нас была пехотная. На парадах снимали нашивки с парашютными крылышками. По окончании училища я выбрал службу в тульской дивизии. А когда вышел на пенсию, родной деревни в Оренбурге уже не было, в Туле же прошла моя молодость. И так я поселился здесь. И так началось моё «Знание»…
Послесловие
Когда верстался номер, нам пришло известие, что одна из библиотек - в Горелках - на грани закрытия. Очень уж лакомый там кусок земли, и кому-то он приглянулся. Кому, будем пытаться выяснить. Около полутора тысяч человек останутся без любимой библиотеки. История для нашего региона не новая. Однако тенденция…
Смотрите также:
- «Луганск. Своими глазами». Туляки отвезли помощь ветеранам ВОВ Донбасса →
- Валерий Щербаков: «Каждый туляк несет ответственность за свой город» →
- Русская весна. Митинг в поддержку Крыма объединил туляков →