Режиссер ТАТД им. М. Горького Владимир Ветрогонов: «Я разрешаю всё!»

Из архива драмтеатра / Из личного архива

Владимира Ветрогонова в Тульском театре драмы ждали с интересом. Его приезд предваряли скандалы и слухи, сопровождавшие назначения его предшественников, так и не ставших худруками.

   
   

Совладать с женой

- Владимир Юрьевич, как вы будет выстраивать отношения с тульской властью и нужно ли худруку это делать?

Досье
Владимир ВЕТРОГОНОВ, родился 12 января 1950 года в Николаеве. Окончил Кораблестроительный институт, Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (мастерская народного артиста СССР, профессора Г. А. Товстоногова). Был главным режиссёром в Красноярском ТЮЗе и Новгородском драматическом театре им. Достоевского, Омском театре для детей и молодежи. Работал в театре им. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге и в театре им. Ленинского комсомола (БалДом). Жена - актриса, сын - инженер-строитель.

- Я не совсем понимаю, что значит выстраивать отношения с властью. Я здесь для того, чтобы делать качественные спектакли, которые были бы нужны и интересны тульским зрителям. Власть меня пригласила, и я приехал ей помогать, но нужна ли ей та помощь, которую я предложу, покажет время.

- Почему вы, кораблестроитель, стали режиссером?

- На вступительных экзаменах в театральную академию я на этот вопрос в шутку ответил Георгию Александровичу Товстоногову: «У меня жена актриса и единственный способ с ней совладать, это стать режиссёром». После этого он взял меня на курс. А вообще я в комитете комсомола кораблестроительного института отвечал за культмассовый сектор. И так как я Козерог по гороскопу, то очень ответственно подошёл к поручению. Выходит, режиссёром меня назначил комсомол.

- Вы были знакомы с режиссёром тульской драмы Александром Поповым?

- Мы дружили. Оба учились в мастерской Товстоногова, но Александр Иосифович старше меня на курс. Он оставил замечательное впечатление о себе, это был настоящий мужчина и человек, который умел дружить.

   
   

- Много лет назад в Туле состоялась ваша дипломная работа, успели тогда увидеть наш город?

- Нет, помню только, была зима, и шёл снег. Я так и не попал в Ясную Поляну. Хочу туда съездить. Мне очень близок Толстой. Я ужасно его люблю.

- Говорят, те, кто любят Толстого не воспринимают Достоевского.

- Фёдор Михайлович чужой мне по мировоззрению и мировосприятию, однако нельзя не признать, что он гениальный писатель. Я ставил и инсценировал несколько его произведений, он глубоко драматургичен. Мне интересен юмор Достоевского, он очень остроумный человек, такой вот парадокс.

Брехт не для Тулы

- Тульской труппе по силам серьёзные вещи? Очень много комедий в репертуаре не могли не сказаться на актёрском потенциале.

- Ну что вы!? Ничего подобного. Замечательная, талантливая труппа. Тульский театр всегда был на высоте. Я ещё помню свои ощущения от работы Гавалло в «Отелло» и Муравицкого в «Живом трупе».

- Вы уже просмотрели репертуар тетра, какие спектакли выделили?

- «Ханума» - прекрасный спектакль. Это Сашина работа. Со временем что-то будет уходить из репертуара, но эта постановка обязательно останется. Мне понравился дипломная работа молодого режиссера Евгения Маленчева «Нахлебник». Как ни странно, мне пришёлся по вкусу спектакль «Тётка Чарлея». А по телевизору я не могу смотреть фильм, снятый по мотивам этой пьесы. Там звёздный актёрский состав, талантлевые актёры, а кривляются зачем-то невыносимо чушь какая-то, не понимаю, почему это смешно.

Хорошо сделана «Аквитанская львица», но зал во время просмотра заполнен на две трети. В Туле определённая публика. Для конкурса на должность худрука я писал программу, но я сейчас понимаю, что она должна перетерпеть корректировку. Ставить Дюренмата, Брехта в Туле - бесполезно, это не нужно. То есть, это интересно только для отдельной группы людей.

Тульские зрители с интересом ждут постановку нового руководителя театра. Фото: Из личного архива / Из архива драмтеатра

- Спектакли в провинции надо делать быстро, зрители имеют обыкновение заканчиваться скорее, чем в столичных театрах…

- В Москву же ещё приезжают из других городов, существует, по словам Марка Захарова « зоологический» интерес - вживую видеть актёров, которых видели в кино. А афиша провинциального театра должна быть обязательно разнообразной. Это не значит, что надо подделываться под вкусы публики, но учитывать определённый уровень зрителя нужно. Нельзя отмахиваться от разности интересов разных социальных слоёв.

- Какие спектакли ждут туляков?

- Я сейчас ставлю «Карнавал в Вероне» по пьесе Григория Горина «Чума на оба ваших дома». Пьеса - продолжение сюжета «Ромео и Джульетты». У Шекспира смерть двух молодых влюбленных примирила враждующие кланы. Но в версии Горина вражда не прекратилась. Эта вещь была написана им для Ленкома, но Марк Захаров почему-то не захотел её поставить. Когда погружаешься в неё, понимаешь, что она несколько несовершенна. Если вы её берёте, надо точно знать, как её препарировать для сцены.

У нас действие перенесено в XX век. В Вероне губернатор решил покончить с враждой, продолжающейся пять столетий, и приказал насильно найти в роду Монтекки жениха, а в роду Капулетти девушку, и сыграть свадьбу. Премьера спектакля планируется в начале апреля.

Заклеймённые

- Вы разрешаете актёрам импровизировать во время репетиций или артист для вас лишь пластилин в руках мастера?

- Да я всё разрешаю! Режиссёр должен посмотреть, как актёр проявится в драматургическом материале и взять всё то, что нужно именно от него. Последняя концепция Станиславского по поводу актёрского творчества определялась одной простой фразой: «Не мешайте актёру»!

- Как вы относитесь к импровизациям на сцене?

- Это зависит от спектакля. С Шекспиром можно импровизировать сколько хотите, находясь в русле того, что написано автором. В Чехове нести отсебятину нельзя! Ни одной лишней запятой.

- Вы за классическое прочтение пьесы или вам ближе арт-хаус, или традиции Мейерхольдовского театра?

- Режиссёр Валерий Фокин на Санкт-Петербургском Международном культурном форуме очень точно обозначил, что сейчас пробивается профанирующий авангард. Мейерхольд - это Мейерхольд, чтобы его повторить, нужны серьезные знания и позиции. Театр не может быть каким-то конформистским, сегодня одно, завтра другое. Спектакли должны быть в первую очередь качественными, хорошо сделанными и хорошо сыгранными. Раньше на Руси было клеймо мастера, и люди гордились тем, что они делают то, что нужно другим. И всё что они изготавливали, было безупречным. Хотелось бы к этому вернуться.

Я за хороший театр, в основе которого лежит человек и правда взаимоотношений. В театр должны ходить молодые люди, он обязан быть современным по содержанию и форме. А содержание по сути всегда одно: в мире, во вселенной среди людей постоянно идёт борьба добра со злом. При этом добро не может победить, но это совсем не значит, что зло восторжествует.

- Боюсь, что вам не всё могут разрешить поставить. У чиновников не вытравить: «Как бы чего не вышло», особенно у провинциальных.

- У меня не было такого случая, чтобы кто-то из чиновников мне что-то запрещал. В начале восьмидесятых в театре Ленинского комсомола я ставил сатирическую комедию «Автобус» Станислава Стратиева. Мне предложили прийти в комитет по культуре и поведать, как я буду ставить этот спектакль. Я рассказал достаточно откровенно и никаких проблем не возникло.

Театр не борется с властью, он стремится рассмотреть, что внутри человека и что люди могут друг для друга. Театр есть поиск идеала и вечное стремление к совершенству.

В своей среде

- В театрах существуют свои приоритеты, нравится актер режиссёру - ему дают хорошие большие роли, нет, извините. Вы за любимчиков или главным достоинством актёра считает его талант?

- Театр - это прелестное место и я не хотел бы, чтобы наша беседа касалась каких-то негативных сторон. Я буду ориентироваться на актёра, который мне нужен для той или иной работы.

- Творческие люди очень ранимы и незащищены с одной стороны, а с другой любое пустяковое происшествие могут от фарса довести до трагедии. Как управлять творческими людьми?

- Я сам творческий человек, поэтому у меня нет такой проблемы. Я пришёл в свою среду, которую я люблю и мне здесь комфортно и интересно. Если ваши поступки честны и объективны, и если вам удалось поставить точный диагноз той или иной ситуации, то никто на вас набрасываться не будет. Актёры примут вашу позицию, если вы не ошиблись, а если вы ошиблись, то исправьте вашу ошибку или попросите прощения.

- Какие качества в актёрах цените больше всего?

- Актёр должен быть профессионалом, этически воспитанным и воспитанным в профессии человеком. Речь идет о природных качествах и дарованиях, я не считаю, что каждый может быть актёром, хотя лицедейство человеку свойственно. Будучи демиургом - человеком, который воздействует на других людей - быть интеллектуальным, образованным, глубоким, интересным и порядочным.

- Ходили слухи, что в Туле откроется актёрский факультет.

- Скорее всего, это случится. Но мой опыт работы в театральных школах провинции показывает, что актёр всегда стремится в столицу и бессмысленно ему препятствовать. Студенты, получив определенные навыки, уезжают со второго курса.

Например, когда я набирал курс в Омске, первый раз было 12 человек, второй раз 14. Осталось соответственно двое и пятеро.

- У Александра Попова студенты остались в театре и работают многие годы...

- Дело в том, что курс был набран не на базе местных учебных заведений, а на базе Ярославского ВУЗа. Это мощный старый институт, туда приезжают педагоги из Москвы. И дело не в том, что у нас учителя хуже, но связи со столицей - это вопрос интереса и престижа.

- Нашему театру нужна новая кровь?

- Обязательно, без этого вообще невозможно. Вот сейчас, например, тютелька в тютельку, как говорится. Молодёжь конечно нужна, тем более наша молодёжь уже становится взрослее.

- Поделитесь секретом вашей хорошей физической формы.

- Думал всё время о хорошем, и верил: то, что я делаю, необходимо многим.