Очисти себя и помоги ближнему. Тульские мусульмане отмечают Ураза-байрам

Праздничный намаз на Ураза-байрам, 2019 год. © / Умар Мантаев / Из личного архива

2020 год – первый для мусульман, когда Ураза-байрам пройдёт без коллективного намаза.

   
   

Молитва в кругу семьи, праздничный стол только для своих. Таким запомнится мусульманам Праздник разговения в этом году. Но помощь бедным сохранится, как и прежде.

Имам Тулы и Тульской области Муса Асуев на праздничном намазе. Фото: Из личного архива/ Умар Мантаев

Финик-ракета

В мусульманском календаре с далёкого 624 года установились два главных религиозных праздника: жертвоприношения и разговения. Последний из них называется Ураза-байрам. Ему предшествует 30-дневный пост в священный месяц Рамадан, когда правоверные мусульмане не принимают воды и пищи в светлое время суток – от рассвета до заката солнца.

Кроме того, они должны воздерживаться от всего греховного: клеветы, злословия и неподобающего поведения. Даже если в общественных местах кто-то провоцирует, мусульмане призваны сдерживаться и избегать каких-либо конфликтов. 

Фото: Из личного архива/ Умар Мантаев

«После дневного поста с заходом солнца мы собираемся семьями за столом и разговляемся, – рассказывает помощник имама молельного дома в Заречье города Тулы Умар Мантаев. – Такой ритуал называется «ифтар». Обычно сначала кушаем финик, потому что это было передано от пророка Мухаммеда. Учёные тоже подтверждают целесообразность такого шага, потому что финики богаты микроэлементами, которые после истощения организма дают ему витаминную «таблетку». Это как ракета. Организм сразу понимает, что пост закончился, и пошла энергия. Запиваем сладкий плод водой. Потом совершаем с семьёй вечернюю молитву, а затем уже всех ждёт праздничный стол. Это – ежедневное разговение на протяжении месяца Рамадан». 

Волшебная ночь

Вечер и ночь накануне великого праздника – одни из волшебных. 

«В эту ночь ангелы спускаются с небес и молятся за всех мусульман. А мусульмане готовятся к следующему дню – празднованию Ураза-байрам. Они убирают жилища, принимают всяческие омовения, купания, чистят и гладят праздничную одежду, используют различные благовония. Вместе с этим, мусульмане призваны молиться и особенно славословить Господа, – продолжает Умар.– Через полчаса или час после рассвета мусульмане-мужчины отправляются в мечеть на праздничный намаз. К сожалению, в этом году из-за эпидемии коронавируса все будут молиться дома. Нам предстоит получить новые впечатления, потому что, наверное, это впервые за всю историю ислама».

   
   

Белешь, езенге и кыекча

В праздничное утро, пока мужчины молятся, женщины занимаются основными блюдами на стол. Предпочтение отдаётся кушаньям из мяса. Это плов, долма, люля-кебаб, просто отварное мясо. У каждой хозяйки – свои рецепты. Главное, чтобы мясо было халяльным, т.е. чистым с точки зрения ислама.

Белешь, езенге и кыекча на праздничном столе. Фото: Из личного архива/ Умар Мантаев

Праздничный стол украшает обилие сладостей. Ислам объединяет много народов. И у всех – разные предпочтения. У азербайджанцев, например, больше половины кулинарии основывается на ореховых начинках – пахлава, шакер-бура и так далее. У татарской общины, которую представляет Умар, свои национальные вкусности – белешь (сладкий пирог), езенге (большие пончики), кыекча (татарские сладкие чипсы).

«В праздники у мусульман принято ходить к соседям, независимо от их вероисповедания, и угощать. Сейчас мы в своих квартирках стали более закрытыми. Если после эпидемии возобновим традицию широкого гостеприимства, уверен, что и другие поддержат. Потому что все религии направлены на добро. Хотелось бы пожелать, чтобы особенно в такие дни люди дарили друг другу любовь, независимо от национальности, – говорит Умар. – Когда в хороших моментах мы начинаем взаимодействовать друг с другом, то в плохих нам легче найти точки соприкосновения. Дорога бывает уже проторена». 

Сургучёвая печать

У мусульман есть ещё одна традиция – собирать во время месяца Рамадан обязательную милостыню, закят-уль-фитр, чтобы потом раздавать её нуждающимся людям. Человек – существо несовершенное. Во время поста могут быть допущены какие-то ошибки в поведении, мыслях и действиях. Закят-уль-фитр призван стирать мелкие нюансы и шероховатости.

«Это – как печать из сургуча, которую раньше ставили на письмах. Письмо не отправится, пока не будет печати. Пост месяца Рамадан ждёт, когда будет выплачен закят. И только тогда он отправляется к Всевышнему. Поэтому мы называем его обязательным пожертвованием. Сейчас, например, мы объявили, что закят-уль-фитр собираем дистанционно на банковскую карту. Также несколько ящиков для милостыни поставили в продуктовых магазинах друзей, которые согласились помочь, чтобы людям было удобно», – продолжает Мантаев. 

Сбор обязательной милостыни закят-уль-фитр. Фото: Из личного архива/ Умар Мантаев

В течение поста выявляются и нуждающиеся. Такие категории людей прописаны в Коране. Это бедные и неимущие; отшельники, поклоняющиеся Всевышнему; люди, недавно принявшие ислам, которым необходима поддержка; путники, которые по тем или иным причинам остались без средств. Допустим, кто-то из мусульман приехал в Тулу и почему-либо потерял своё имущество. В древности существовала ещё одна статья: за деньги закят-уль-фитра можно было выкупить раба. 

Перед раздачей милостыни потенциальных соискателей навещают, изучают их документы и обстоятельства. Происходит довольно серьёзный отбор, потому что оделить всех практически невозможно.

«В период коронавируса мы тоже стремимся помогать людям. Обычно совместно с какой-то организацией. Например, недавно один из крупных магазинов одежды и обуви в Туле собрал продуктовые наборы. А также представители таджикской и узбекской диаспор решили помочь и нашим мусульманам. Я сориентировал их и помог развезти продукты», – поясняет Умар.

В период коронавируса мы тоже стремимся помогать людям.

Взаимодействие возможно

По словам Мантаева, особенно радостно работать, когда властные структуры приходят на помощь небольшим общинам. 

Губернатор Алексей Дюмин в детьми, которые украшают имбирные пряники на стенде мусульманской общины Тулы. Городской фестиваль «Национальный квартал», сентябрь 2019 год. Фото: Из личного архива

«Это сейчас все сидят по домам, а в прошлом году на Ураза-байрам в наш молельный дом пришло, по приблизительным подсчётам, до семи тысяч человек. Накануне глава региона Алексей Геннадьевич Дюмин сам, без нашей просьбы, обратил внимание на ситуацию и дал распоряжение помочь в организации людского и транспортного потока, – вспоминает Умар. – Нам выделили два или три наряда ДПС. Они регулировали потоки машин так, как мы их просили. Потому что у нас уже было видение, как лучше сделать. Мы настолько оперативно совместно сработали, что пробка оказалась не больше, чем в обычный день. Помимо этого нам выделили несколько автобусов для вывоза людей после праздничной молитвы. Машины отправляли по разным районам города. Чисто по-человечески – очень приятно. Надеюсь на взаимодействие и в будущем».

Кстати

Фото: Из личного архива

Координатор по взаимодействию с рынками халяльной продукции АПК Тульской торгово-промышленной палаты, кандидат сельскохозяйственных наук Герман Комбаров: Не любое сырье может стать основой производства халяльных мясных продуктов. На всех его этапах осуществляется строгий контроль, и неукоснительно соблюдаются правила гигиены. Учитывается все – какие животные поставлены на откорм, как их содержали, чем кормили, какого качества были корма. Большое внимание уделяется процессу убоя. В соответствии с исламскими традициями, он должен быть выполнен очень быстро и максимально гуманно, животному нельзя причинять никаких лишних мучений. Туша тщательно обескровливается, соответствующим образом промывается и разделывается.

Если вы увидели на мясной продукции зеленый значок «Халяль», то можете быть уверены, что это качественный и безвредный продукт.