Руководитель «историко-патриотического центра «Тульский оборонительный рубеж» Сергей Казанский рассказал о реконструкции войны, полевых выходах и живой истории.
Зрелищно и грандиозно
Юлия Богомолова, «АиФ в Туле»: Как началась ваша история?
Сергей Казанский, руководитель «историко-патриотического центра «Тульский оборонительный рубеж»: Интерес к исторической реконструкции был у меня давно, но желание и осознание того, что мне нужно развивать собственный проект пришло только около трёх лет назад.
Команда центра складывалась несколько лет. Правда, юридический статус получили меньше года назад. Самая большая ценность нашего центра – это активисты. Благодаря их новым идеям мы уже разработали и осуществили много, но ещё больше нами задумано и только предстоит реализовать. Самое зрелищное в нашей деятельности это проекты в формате living history (живая история, - прим. авт.). Сражения прошлого века, героические страницы нашей Родины, сцены мирной жизни из проекта «Тульская губерния - история в лицах» или «Один день уездного города», кстати, много фотографий и даже видео с нашим участием можно посмотреть на странице группы в соцсетях. Одежду и снаряжение, которое мы используем в своей деятельности это и качественные новоделы – копии, и оригиналы, сохранившиеся на складах. В нашем центре внимание уделяется разнообразным вехам военной истории 20 века. От гражданской войны до конфликтов в бывшей Югославии.- Когда вы надеваете костюмы, какие испытываете ощущения?
- Присутствует ли внутреннее преображение, когда мы надеваем форму прошлого? Без сомнения, да. Во-первых, ношение формы дисциплинирует, приучает к порядку, во-вторых, наше увлечение в чём-то сродни ролевым играм, а это всегда безумно интересно, даже просто представить, что чувствовали люди прошлого, нося ту или иную одежду, поэтому надевая костюм, происходит как бы погружение в ту эпоху, которой ты сейчас занимаешься. И оно настолько захватывает, что появляется полное ощущение, что ты уже не здесь, а где-то в прошлом.
Тайна одного костюма
- Сколько костюмов в вашей коллекции и кто их шьёт?
- Во многом – это тайна. Но немножечко расскажу, к примеру, делали костюмы афганцев периода 1979-1989 годов, так вот многие вещи мы покупали в Пакистане, так что это оригиналы. Бывают также очень сложные проекты, к которым детали костюма собираются несколько лет. Некоторые относительно просто, но качественный комплект снаряжения всё равно собирать не менее года. И если говорить о костюмах, то на самом деле это не совсем корректно.
Правильнее сказать, сколько эпох и стран. Итак: первая мировая, гражданская - красные, белые, вторая мировая - красная армия, вермахт, вот сейчас работаем над сателлитами. Афганские моджахеды. И ещё костюмы по теме краеведческой униформологии. Таких у меня около пяти. В каждом комплекте зимние и летние вещи, несколько вариантов обуви, головных уборов. Плюс есть различие по периоду от 1939 до 1945, ведь в разные годы униформа и снаряжение отличались.Как вы понимаете, без специальной гардеробной комнаты не обойтись. Пришлось стандартную кладовку модернизировать под шкаф.
- Какой из костюмов самый любимый?
- Самый любимый тот, который собираешь в настоящий момент, потому что ты полностью погружён в сборку, продумывание и изучение деталей, а при этом обязательно узнаёшь и открываешь для себя что-то новое. Поэтому выделить какой-то особенный просто нереально.
Плюсы в минусах
- Повлияла ли пандемия на работу и как?
- Без сомнения, пандемия сильно повлияла на нашу деятельность. Массовые мероприятия почти не проводились или проводились в закрытом формате для небольшого количества участников. Но всегда есть плюсы, даже в больших минусах, так и у нас произошло. Мы начали развитие новых направлений, таких как фотореконструкция и полевые выходы.
После военно-исторической игры грелись у костра, обедали, пили чай. Вообще полевых выходов было немало. Но, пожалуй, самый резонансный – серия мероприятий в партизанских землянках отряда Передовой, которые прошли в Суворовском районе. Мы попытались передать образ и быт партизан в 1941 году и у нас это получилось. Надо добавить, что пригласили нас местные активисты и краевед, занимающийся восстановлением партизанских землянок, Александр Юлин.
- Как семья относится к вашей работе и хобби?
- Мы в одной команде: я, супруга и сын. В конце августа проводили фотореконструкцию. В костюме для гуляний – моя жена. Наряд является типичным образцом женской городской моды первой половины 1910 годов. Именно этот костюм – материальная реконструкция с фотографии кабинетного снимка Н. И. Васиной, сделанной в Белеве в фотомастерской «С. Новерский» в 1910 году. Сшит из светло-серого марселина. Воротник и украшения на манжетах выполнены из тёмно-серого бархата. Также в качестве украшений в модели выступают ассиметрично пришитые пуговицы, как на пиджаке, так и на юбке. При работе над ним была использована выкройка из «Альбома выкроек» Ксаверия Глодзинского, «Новейшая, самая практичная и упрощённая метода кройки дамских нарядов».
- Как вы считаете, когда нужно детям рассказывать о нашей военной истории?
- Вопрос этот лучше наверно задавать педагогам. Но, на мой взгляд, детей не надо насильно заставлять что-то делать. Воспитание интереса к нашей культуре и истории надо прививать у родителей, а дети посмотрят на них и тоже будут интересоваться. Если ребёнок растёт в окружении, где наплевательски относятся к сохранению нашего прошлого, нашего достояния оставшегося от наших великих предков, нельзя винить его в безразличии.