8 декабря в Тульском государственном цирке стартует детский фестиваль циркового искусства. Приедут любительские цирковые коллективы, школы, студии и индивидуальные исполнители в возрасте от 5 до 18 лет со всего мира. Директор Тульского цирка Светлана Олейникова раскрыла tula.aif.ru подробности подготовки фестиваля и рассказала о малоизвестном из жизни закулисья манежа.
На языке мира
Олег Бондарь, tula.aif.ru: Светлана Михайловна, что же это за фестиваль такой?
Вообще, было много заявок. Из большого потока номеров отобрали 25 лучших.
Жюри будет представительным: Эдгард Запашный, Гия Эрадзе, Елена Шевченко, Анастасия Сарасека... Также ожидается приезд знаменитого итальянского клоуна Дэвида Ларибле...
Почему это важно?
- Насколько же для детей важны такие фестивали? Что - путёвку в жизнь дают?
- Не все увлечения детства становятся профессиями. Так и в нашем случае - конечно же, не все в итоге станут артистами, но что-то очень важное внутри у ребят обязательно произойдёт, в том числе и в плане понимания - и себя, и профессии. Ведь выступление на манеже при полном зале несравнимо. Когда дети попадают в такую атмосферу, у них начинают «гореть» глаза. Под куполом столько эмоций и энергии... Такие фестивали способны зажечь цирковую искру не только у выступающих, но и у юных зрителей. Возможно, кто-то из них в дальнейшем и станет большим артистом. А вообще, растить в ребёнке историю будущей звезды - работа тонкая и филигранная... Вырастают единицы. И здесь очень многое зависит не только от самого ребёнка, но и от руководителя.
- Насколько развито детское цирковое движение в Тульской области?
- У нас очень много талантливых детей, но им нужно давать правильные профессиональные ориентиры. В этом плане наш фестиваль призван стать достойным примером.
Кому в цирке плохо
- Современный российский цирк это что - взлёт, падение или инерция?
- Нам всегда было непросто бороться за место под солнцем, сегодня конкурентов ещё больше. А всё из-за различных ноу-хау в индустрии развлечений. Но мы остаёмся верными самим себе, потому что цирк - это про традиции: работа с животными, дрессура высшего уровня, работа со своим телом и на зал, который есть только в цирке, ещё у нас своя специфика звука и света и т.д. И всё это в итоге оказывается вне конкуренции. Дети в цирке ведь не «сидят» в телефоне, а только и успевают, разинув рот, следить: что и где появится и чем удивит.
Ещё мы очень дорожим династиями, потому что секреты мастерства бережно передаются от первого поколения последующим не только со времён цирка советского, но ещё и дореволюционного. Поэтому мы и видим, к примеру, ту дрессуру, которой сегодня никто не знает и которой нигде не учат. Но с технической революцией мы тоже дружим и программы в этом плане постоянно совершенствуются, как и само исполнительское мастерство.
- А как со ставшим уже фольклором «А тигру мяса не докладывают»? Имею в виду снабжение...
- Приведу показательный пример. Когда в пандемию отменялись цирковые представления и гастроли, все сидели без работы. Но тем же тиграм не скажешь, что так, мол, и так. Росгосцирк продолжал кормить хищников тем же количеством мяса, а остальных животных - им необходимым кормом: молоком, витаминами и так далее.
Более того, сегодня каждый продукт у нас проходит специальную проверку. Если это мясо, то лучшее. То же с овощами и фруктами, и даже сено проходит по ГОСТу, и опилки, которыми устилают пол в вольерах. Они должны быть без пыли, трухи и резкого запаха, не должны колоть лапы животным и так далее.
Отмечу, что зверь никогда и ничего изображать не будет - он либо любит человека, либо нет. За кулисами часто можно наблюдать картину, как искренне радуются животные, когда к ним приходит дрессировщик. Животные у нас не просто животные - это бренд отечественного цирка, которым мы гордимся.