Мотореликвии со всего света. Как в регионе создавался уникальный музей

Всеволод Смирнов / АиФ

Леонид Павлович Зякин – почётный  работник  тульского  автотранспорта. Когда ветеран оказался  на пенсии, то нашёл себе достойное увлечение: стал собирать и реставрировать отечественную и  зарубежную автомототехнику. Открыл музей в деревне Харино, близ Тулы. 

   
   

Семь лет напряжённой, порой изнуряющей работы - и двери просторных  гаражей-ангаров открыты для посетителей. Здесь от пола до  потолка заполнили свободное пространство свыше четырёхсот железных коней. И 95 % из них на ходу.

Валерий Плешаков, «АиФ в Туле»: Леонид  Павлович, глаза  разбегаются от такого количества мотоциклов: старинных и сравнительно современных. Как  удалось  собрать  эту  удивительную коллекцию? 

Леонид Зякин: Подсознательно побудило воспоминание о ещё юношеском  увлечении   ездой  на  мотоцикле. Тогда я приобрёл популярную чешскую «Яву». Гонял  на  ней  днём и ночью, в любую погоду! В общем, вся  жизнь  моя  так  или  иначе  связана  с  автомобилями  и  мотоциклами.  И на заслуженном  отдыхе не изменил своему увлечению. На  пенсии  свободного времени  прибавилось.

Некоторые мотоциклы отдавали даже безвозмездно или за символическую цену.

С миру по байку

- А кто-либо помогал в формировании экспозиции?

- Конечно! Как известно, мир не без добрых людей. Случалось, некоторые мотоциклы отдавали даже безвозмездно. Либо за чисто символическую  цену. Например, те же «Уралы» дорожно-патрульной службы. Это дар моих друзей из руководства тульской ГАИ – ГИБДД. Бывало, что человек покупал нового «железного коня», а старый мотоцикл передавал нам. Кроме того, реставрировали отдельные экземпляры, попадавшие в ДТП и, казалось бы, ставшие совершенно непригодными к восстановлению. Давали вторую жизнь и некоторым мотомашинам, прошедшим горнило Великой Отечественной  войны.

В коллекции есть мотоциклы  легковые  и  грузовые, спортивно-кроссовые, трофейные, военные, квадро и трициклы, мотороллеры, мопеды... Производители – СССР, Россия, Германия, Италия, Чехословакия, Венгрия, Латвия, Белоруссия. Главными по мотоциклам в Советском Союзе были Ирбит, Ижевск, Ковров, Минск, Киев… Увы, это уже история прошлых достижений, побед и бед.

Есть у нас уникальный ретро-экземпляр – английский мотоцикл типа «БСА-Слоппер СС-500». Сделан в 1928 году. И, как многие экспонаты, на ходу.

   
   

Подобные машины удавалось иногда находить случайно – по интернету, у любителей автомотостарины. Один такой лэнд-лизовский «Харлей-Девидсон» из партии 1942 года нашли по «сарафанному радио» в Кировском посёлке Тулы. В буквальном смысле выкапывали его из бурьяна в  заброшенном частном доме. После длительной и кропотливой реставрации в нашей музейной реммастерской всё-таки восстановили «старичка» - боевого «американца». Как говорится, из грязи – в  князи.

- Леонид Павлович, а с кем сегодня вас связывает дружба, общие интересы и деловое сотрудничество?

- Таких приятелей по хобби у меня много. Однако особо отмечу одного из них - бывшего эксперта-испытателя мотопроизводства Тульского машиностроительного завода, трёхкратного чемпиона  Советского Союза по гонкам за лидером Евгения  Дмитриевича Власова. Представляете, однажды  на тульском треке в тандеме с велогонщиком они развили скорость в 93 километра в час. Фантастический результат для 70-х годов 20 века!

Фото: АиФ/ Всеволод Смирнов

Посмотрите сюда - на  почётном возвышении музейного ангара установлен легендарный «Урал-Лидер» Власова, сделанный по спецзаказу в 1974 году на Ирбитском мотоциклетном заводе. Кроме  того, у  нас есть несколько «ижаков» для шоссейно-кольцевых гонок – единственные в мотомире!

Помнится, вместе с Евгением  Власовым и такими же увлечёнными товарищами много раз путешествовали по красивейшим местам России, ближнего и дальнего зарубежья. В частности, совершили на импортном пикапе и нескольких кроссовых мотоциклах автопробег из Тулы в Грецию и  обратно.

Преодолели порядка 10 тысяч километров без травм и аварий. Зато привезли полный багаж впечатлений, воспоминаний о приключениях и сувениров. Кстати, многим из нас за 70. Однако  возраст не мешает быть зачастую на равных с молодёжью за рулём спортивных машин.

Мотороллеры заглохли?

- Во время «застоя» Тула славилась своими мотороллерами. С конвейера машиностроительного завода сходили «Тулицы», «Туристы», «Муравьи», «Вепри».  А в девяностые годы всё постепенно заглохло. Почему?

- О причинах развала мотопроизводства лучше всего спросить у компетентных тульских спецов – машиностроителей или бывших мотороллеростроителей из Вятских Полян. Я же полагаю, что тому  виной и общесоюзный кризис лихих девяностых годов, и низкая конкурентоспособность отечественных  мотороллеров. Допускаю также, что  наши «Тулицы» и другая техника этого ряда сильно загрязняли окружающую среду и не отвечали строгим требованиям экологической  безопасности.

- В бытность вашу главным инженером объединения «Тулаавтотранс» есть, наверно, что вспомнить, от чего приятно на душе?

- Незабываемые эпизоды в моей жизни встречались нередко. Например, тульские автотранспортники поддержали моё предложение по созданию в начале восьмидесятых годов юношеской автошколы в Туле. В ней бесплатно обучались вождению легковых автомобилей подростки 14-16 лет. Мальчишки и девчонки изучали в прекрасно оборудованных классах правила дорожного движения, устройство двигателей внутреннего сгорания, участвовали в соревнованиях всероссийского масштаба по фигурному вождению. 

Вместе с опытными инструкторами они совершали автопробеги в Поволжье, на Кавказ, в Москву, по соседним с Тульской  областям. 

Успешно сдав экзамены, ребята получали в семнадцать лет водительские удостоверения. Кстати, нашу  юношескую автошколу на  «отлично» окончил  мой сын Павел. И уже много лет он за рулём в безаварийном режиме…

Кто продолжит дело?

- Скажите, а  кто-нибудь из ваших наследников готов продолжить ваше дело?

- Надеюсь на это. Молюсь за благополучие и счастливую жизнь своих детей, внучек и правнука. Считаю, упорство в достижении цели способно творить чудеса. Ну а экспонаты музея всегда  пригодятся нашим потомкам. Им наши музейные экспонаты, уверен, наверняка будут интересны и  полезны даже спустя много лет. Недаром к нам и в этом году, и раньше, приезжало несколько групп школьников и студентов. Как-то прикатила  целая пёстрая команда байкеров из Франции и Голландии на тяжёлых  мотоциклах типа «Харлей». Заглядывает к нам множество российских и зарубежных авто и мототуристов. Так, однажды прибыл обветренный и пропылённый житель Владивостока на видавшим  виды мотоцикле…

Все они оставляют тёплые слова благодарности, а порой и восхищения  увиденным - наша книга отзывов тому свидетельство.

Юношеское увлечение стало делом жизни. Фото: АиФ/ Всеволод Смирнов

- Посещаете своих заграничных коллег-музейщиков?

- Стараемся это делать регулярно. Со своей походной экспозицией побывали в мотоциклетных  музеях Финляндии, Эстонии, Латвии. Посетили технический музей Праги. Обмен опытом с коллегами  обогащает нас новыми впечатлениями, вдохновляет на поиски новых ретро-моделей.