Как в лучшие свои времена, театр открыл новый сезон классикой — комедией «Собака на сене» по пьесе Лопе де Вега. Яркая красочная история о трудностях любви на всех премьерных показах вызвала бурю восторгов в зрительном зале.
Развлекая просвещай
Новый сезон уже сейчас полон интриг. Многое меняется не только в отношении к репертуару, но и в работе со зрителем. Над входом в театр появился современный, видимый издалека большой монитор с рекламой спектаклей театра и предстоящих гастролей. Приобретение важное, такая реклама давно уже была нужна, особенно после того, как площадь перед театром переделали и афишные тумбы предпочли фонтанам.
В фойе на стенах мониторы, показывающие, что происходит в зрительном заде — пустячок, а интересно. Все ж таки двадцать первый век на дворе. Обустроили уголок для селфи — поход в театр для многих начинается не с раздевалки, а с хороших узнаваемых фотографий в соцсетях.
На втором этаже сейчас открыта выставка миниатюриста, слесаря-инструментальщика оружейного завода Сергея Сабины, которая называется «Тульские сюжеты в миниатюре. Путешествие в прошлое». На выставке представлены настоящие тульские диковины — кремль, самоварная фабрика, Ясная Поляна и много чего ещё. Все они выполнены в единственном экземпляре, из подручных средств, с использованием секретов тульских оружейных мастеров.
Коллекция, как рассказывает мастер, это небольшой экскурс в тульскую историю. Сергей Сабина при этом удивляется, как быстро всё было сделано — от задумки до открытия выставки прошла всего-то неделя. «Если из ста человек, которые увидят выставку, получится хотя бы один мастер — это уже будет большим вкладом в дело развития прикладного творчества», — говорит он.
В общем, давний девиз: развлекая, просвещай нашёл отражение в деле. Директор театра Олег Михайлов обещал, что это первая, но не последняя выставка в театре.
Из других очевидных новинок — живая музыка, которая звучит перед началом спектакля, обновленное театральное кафе и, конечно, манящая театральная жизнь.
Уже в ближайшее время зрители увидят спектакли ростовского театра, который, как и тульский, и академический, и имени Горького. Ростовчане привозят в Тулу гоголевскую «Женитьбу», спектакль по рассказам Шукшина «Заходите, раз пришли», постановку по легендарной пьесе «Журавли» Розова и вечно любимые в нашей стране «Примадонны», по которым был поставлен фильм «В джазе только девушки». Ростовчане приезжают в Тулу в рамках межрегионального направления «Большие гастроли».
А уже в октябре будут гастроли сразу двух московских гастролёров. Театр «У Никитских ворот» привозит пушкинскую «Капитанскую дочку» и, пора-пора-порадуемся, мюзикл «Три мушкетера». Сразу за ними МХАТ им. Горького покажет «Мастера и Маргариту». Это будет первый визит горьковского МХАТа в Тулу.
И арена, и коррида
Однако гастролеры приходит и уходят, а тульский театр остаётся. Первая премьера зона «Собака на сене» получилась многообещающей. Московский режиссер Петр Орлов представил свою версию известной истории про любовь графини к своему слуге и слуги к своей госпоже. Актеры блистали шикарными костюмами в духе испанской моды времен Лопе де Вега, придуманными художником по костюмам Еленой Погожевой. Заслуженный художник России Александр Дубровин сделал декорации в духе любимой драматургом народной комедии, которые одновременно и графский замок, и цирковой манеж, и арена страстей, на которой влюбленные в роли быка и тореро время от времени меняются ролями и красными плащами.
Режиссер Петр Орлов придумал версию с игрой в любовь, которая из забавы вот-вот может перейти в кровопролитие. Ведь, как говорил сам автор пьесы, «любовь всегда вколачивает с кровью науку ревности». А ревности тут — хоть отбавляй.
Место действия — одновременно и коррида, где смерть совсем рядом, и цирковая арена. Как и полагается в хорошем цирковом представлении традиционные номера чередуются с выходом ковёрных Бима и Бома — маркиза Рикардо (Алексанру Барактари) и графа Федерико (Антон Балабаев). И всё это изрядно сдобрено танцами и специально написанными для спектакля Владимиром Бруссом и Вениамином Найманом музыкальными композициями.
Сословные предрассудки, конечно, история больше древних времен. Во времена Лопе де Вега о них говорили, что «любовь предпочитает равных». Но разве сейчас люди не обуреваемы примерно теми же вопросами — кто кому пара, кто нет. Не обязательно быть графом или графиней, чтобы озадачиться проблемой, насколько брачный союз окажется прочным и долговечным. Лопе де Вега на такие вопросы ответил еще тогда — любовью оскорбить нельзя! Будьте собой, ведь жизнь одна. Настоящее чувство выдержит любые испытания. В конце концов на помощь придёт Тристан, который что-нибудь, да придумает.
В общем, эта история о том, что так стало актуально сейчас — о традиционных ценностях. Что важнее для счастья — остаться на веки вечные с Бомом или Бимом, или закрыть глаза на некоторые собственные предубеждения и сделать то, что действительно хочется. А там уже жизнь сама рассудит, кто прав, кто нет, и знатность тут ни при чём. В конце концов с точки зрения морали тут все хороши. Думают одно, а романы крутят с другими.
Постановщик спектакля фактически придумал две истории. В обеих главные мужские партии исполняют Артем Стребляк, который сыграл Теодоро, и Ян Воробьев — лакей Теодора Тристан. Это, кстати, возвращение Яна Воробьева на тульскую сцену, который в театр пришёл ещё год назад, но участие в новой постановке случилось только сейчас. Тяжела иногда актерская жизнь.
А вот возлюбленных Теодоро — графинь де Бельфлор в спектакле две — Лариса Киеня и Инна Медведева. Они по-разному ведут свои роли — Лариса Киеня более мягкая, романтичная, у Инны Медведевой графиня скорее надменная и внешне холодная. Но любовь побеждает и в том, и в другом случае. За этим и следует идти в театр — чтобы, отдыхая, сделать какие-то важные для себя выводы, как нам всем поступать, когда жизнь требует от нас определенности.