Заглянуть в кулуары одного из ведущих учреждений культуры региона - Тульского академического театра драмы помог его художественный руководитель Дмитрий Краснов.
На любой вкус
Олег Бондарь, «АиФ в Туле»: Дмитрий Алексеевич, чем порадует зрителей театр на открытии сезона?
Дмитрий Краснов, художественный руководитель драмтеатра: Прошлый сезон у нас закрывал спектакль-концерт «Мы с вами где-то встречались» и получил более чем положительные отзывы зрителей. Тогда мы подумали: а почему бы 10 сентября им же и не открыться? Так и решили. В концерте занята практически вся труппа, что само по себе уже замечательно. И это не отрывки из спектаклей текущего репертуара, а самостоятельные актёрские номера, которые мы скомпоновали в единую программу с местом действия в тульском городском парке. Там люди встречаются, общаются и рассуждают на тему любви. Про это и песни, и стихи, и отрывки из других произведений в исполнении наших актёров.
Далее представим Парад премьер - ежедневно с 11 по 16 сентября, кроме понедельника, будем играть по премьере, состоявшейся в прошедшем сезоне. А 17 числа стартовую неделю завершит бенефис заслуженного артиста России Валерия Жукова, посвящённый его 80-летию. В этот вечер будет показан спектакль «Машенька» с Валерием Михайловичем в главной роли, а затем друзья и коллеги поздравят юбиляра.
- С чем связано «засилье» комедий в репертуаре Тульского драмтеатра?
- Прежде всего, не соглашусь с формулировкой вопроса, потому что мы делаем спектакли на все вкусы. Репертуарная политика в нашем театре строится по схеме, разработанной много лет назад. В качестве материала для постановок всегда рассматриваются произведения классической и современной как отечественной, так и зарубежной драматургии. Дальше мы анализируем, какой жанр больше нужен: драма или комедия. При этом принимаем во внимание загруженность в репертуаре тех или иных артистов, и кого из них сейчас необходимо реализовать в первую очередь. Так что при выборе произведения учитываются многие факторы. Так и формируется афиша театра, состоящая из разножанровых постановок, а не только из комедий. Да, комедий у нас много, в том числе и в Параде премьер, с которого начинаем сезон. И связано это с желанием привлечь зрителей, потому что на комедии они идут охотнее.
- Как повлияла пандемия на работу театра?
- Да плохо повлияла, отвратительно - что в прошлом, что в финале позапрошлого сезонов. Когда меня спрашивают, какие достижения у театра за последнее время, я отвечаю: а какие могут быть достижения, какие награды, когда всё отменили. Да, мы пытаемся работать и как-то выживать, хотя это очень трудно, ведь наша деятельность, в особенности постановочная по выпуску спектаклей, во многом зависит от сборов со зрительного зала. При этом никто не отменял, к примеру, плату за коммунальные услуги, за которые театр рассчитывается из внебюджетных средств и так далее.
Место для сумасшедших
- Какие-то изменения в труппе произошли?
- У нас существовала необходимость в молодых артистах. Через различные источники мы бросили клич и получили ряд откликов. В результате, в начале прошлого сезона взяли четверых. Они хорошо влились в коллектив и, что немаловажно, он их принял. Считаю это очень удачным приобретением, ведь свою необходимость молодые артисты уже успели доказать в работе. Это выпускницы Ярославского театрального института Елизавета Федоренко и Валерия Климова, а также Евгения Дороничева и Артём Стребляк, окончившие Воронежский институт искусств.
А сейчас после отпуска на сборе труппы был представлен и выпускник Щукинского института Алексей Казаков - сын народного артиста России Николая Алексеевича Казакова, прослужившего в нашем театре более сорока лет. Всего сейчас в труппе 46 артистов.
- В каких артистах драмтеатр нуждается сегодня?
- Сейчас мы бы взяли артиста лет 50-ти. Представители этого поколения массово начали пропадать с театрального горизонта в кризисных 90-х, когда, будучи молодыми, вынуждены были бросать театр в поисках заработка. Кое-кто со временем возвращался в профессию, а кое-кто и нет. В результате, некоторые театры прямо-таки страдают от нехватки артистов этого возраста, но речь не просто о «штанах», а о хороших профессионалах. Однако найти таких и переманить сложно, ведь они, как правило, уже основательно обосновались на своих местах и трудно представить, что может заставить артистов с опытом жизни и работы сорваться и переехать в другой город, чтобы, по сути, начать всё сначала.
- А как решаются бытовые вопросы иногородних артистов при поступлении на работу?- Если у них нет своего жилья в Туле, театр снимает квартиру. Или, по крайней мере, частично оплачивает стоимость аренды. Всё зависит от договорённости. На эту тему есть старый анекдот. Приезжает артист устраиваться на работу и выдвигает свои требования. Мол, каждое утро подавать ему карету, на зиму - соболиную шубу, жить в апартаментах, полный пансион, три бенефиса в год, оплата того, сего и так далее. Наговорил кучу всего. Антрепренёр послушал-послушал и говорит: «Значит так, 30 рублей зарплата, маленькая комната и всё». Артист не раздумывая: «Согласен!».
Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, остальное - правда. Поэтому сегодня артисту в плане переезда из города в город сложно. Это раньше в таких случаях гарантировали если не служебную квартиру, то хотя бы комнату в общежитии, а сейчас этого нет. Завлекать молодых артистов можно только предоставлением каких-либо конкретных ролей и обрисованной перспективой творческого роста.
Люди, которые посвятили свою жизнь этой профессии, знали, куда шли. Театр не был местом для зарабатывания денег никогда, это место для «сумасшедших». Здесь могут трудиться только одержимые искусством люди. С другой стороны, нельзя сказать, что артисты бедствуют. К тому же, у них всегда есть возможность для дополнительных заработков, причём в рамках своей профессии. Кто-то снимается в сериалах, кто-то занимается театральным делом с детьми в школах, студиях, кружках, может быть и преподаёт как предмет в образовательных учреждениях. И всё это не во вред работе в театре, а для её пользы, ведь артисты начинают больше читать и углубляться в теорию своего дела.
На грани фантастики
- Как обстоят дела с техническим оснащением театра?
- К примеру, оборудование колосников сцены не менялось, наверное, с момента строительства этого здания в 1970 году. Все гастролирующие труппы фотографируются возле нашего пульта, как у некой достопримечательности, потому что такое мало где ещё можно увидеть. Все уже давно работают с компьютером, а у нас вместо него стоит огромный железный ящик с ручками-тумблерами. Наши инженеры какие-то чудеса творят с этой техникой, которая уже давно устала работать. Но надеемся, что скоро нас всё же починят, ведь региональный минкульт включил наш театр в программу развития до 2026 года, которая предусматривает полную реконструкцию.