Инструкция к миру. Почему туляки обращаются к буддизму

Буддийские общины существуют в России не только в Тыве, Бурятии и Калмыкии — есть они и в Санкт-Петербурге, и в Москве, и в других городах. В том числе в Туле. «АиФ в Туле» и узнал, что представляет из себя их повседневная и «духовная» жизнь и почему Новый год по тибетскому календарю можно отметить дважды.

Справка
Справка Буддизм — религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Индии. Основатель учения — Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Бодхисаттва — человек, стремящийся к Просветлению не ради себя, а для блага всех существ. Кармапа — первый сознательно перерождающийся лама Тибета и духовный глава линии преемственности Кагью начиная с XII века.
   
   

В 2022 году буддисты действительно, смогли отметить это праздник два раза -  вначале февраля и в начале марта. 2 февраля в соответствии с тибетской календарной системой Цурпху, начался Новый год, Лосар. Однако те, кто придерживается более широко распространенного календаря, Пхугпа, отметили его 3 марта. Обычно, впрочем, календари совпадают. Примечательно, что в официальных комментариях о дате празднования буддийское духовенство не «обязывает» отмечать Новый год в один строго определенный день. Обе даты называются корректными. Это наглядно показывает принципы буддизма: не жесткий регламент и запреты, а рекомендации и пожелания. Воспользоваться ими или нет — каждый решает сам. «Не верьте ничему, даже если это сказал я, все проверяйте на собственном опыте», — этими словами Будды руководствуются его последователи и по сей день.

20 лет на пути к Просветлению

В Тульской области представлено множество конфессий. Буддисты среди них, пожалуй, самые малочисленные. В нашем регионе есть как этнические буддисты (например, буряты), так и те, кто пришел к буддийской практике «не по рождению», а в зрелом возрасте, осознанно и самостоятельно.

Фото: Из архива/ Буддистский центр в Туле.

Первые группы буддистов появились в Туле еще в 90-е гг. Это были последователи различных школ: Дзен, Дзогчен, Карма Кагью. Представителей последних в Тульской области всего 15-20 человек.

Карма Кагью — одна из четырех крупнейших тибетских школ буддизма, ориентированная в основном на практику. Центры Алмазного пути традиции Карма Кагью находятся под духовным руководством Ламы Оле Нидала. Он — один из немногих европейцев, имеющий квалификацию ламы и учителя медитаций. Свои знания и право передавать поучения он получил напрямую от главы линии Карма Кагью — Кармапы XVI, «короля йогинов Тибета».

Фото: Из архива/ Буддистский центр в Туле.

Сейчас главой линии является Его Святейшество Кармапа XVII Тринле Тхае Дордже. За последние 20 лет кагьюпинцы организовывали публичные просветительские лекции для всех желающих, показы тематических фильмов, а в 2003 году в тульском Выставочном зале прошла экспозиция «Восток — Запад. Алмазный путь», где были представлены аутентичные буддийские статуи, ритуальные барабаны, старинные тханки (изображения Будд на ткани) и другие предметы, связанные с духовной культурой стран гималайского региона. Выставка была приурочена к приезду в Тулу Ламы Оле Нидала. Всего Оле Нидал был в Туле дважды: в 2003 и 2010 гг. Оба раза он проводил публичные лекции, на которых все интересующиеся буддизмом могли задать вопросы и получить благословение.

«Инструкция к применению» мира

Ценности буддизма и буддийский «взгляд» привлекают людей разных возрастов и профессий. Среди них предприниматели и служащие, работники интеллектуального и физического труда, студенты и пенсионеры.

   
   
Фото: Из архива/ Буддистский центр в Туле.

Елена Терновенко, руководитель отдела копирайтинга в агентстве, заинтересовалась буддийской философией около 5 лет назад.

«В буддизме, независимо от школы, есть такое понятие — «Прибежище». Это определенные ценности, которые мы считаем для себя важными и на которые опираемся. У меня в разные периоды жизни прибежище, условно, было в разном: в отношениях с другими людьми, в семье, в работе. Но все эти ценности могут быть непостоянными и даже подводить. Жизнь противоречива, и непонятно, как все же достичь не зависящей от обстоятельств гармонии для себя и своих близких — и даже не только близких. Я знакомилась с различными философскими системами, они предлагали свои «инструкции к применению» этого мира, но все было скорее умозрительно, не меняло жизнь на качественном уровне. А буддизм очень логично и недирективно объясняет, каким все является и почему, показывает недогматичный путь, дает ответы даже на самые непростые вопросы, которые и побуждает задавать, и обозначает вневременные ценности».

Фото: Из архива/ Буддистский центр в Туле.

Вадим Чибисов, ведущий BI-аналитик в строительной компании, практикует буддийские методы уже более 15 лет.

«Для меня буддизм - это, в первую очередь, образ жизни. Учение о том, каким образом человек может лучше функционировать в мире, быть более полезным не только для себя, но и для других. В нем очень много уровней, и поэтому он на самом деле подходит большинству людей, которые ищут глубокие методы, позволяющие лучше понимать себя и мир вокруг. Здесь нет каких-то запретов или обязательств, никто не потребует от вас обязательно присутствовать на медитации раз в неделю, или посещать лекции раз в месяц».

Сейчас, на волне интереса к духовности и саморазвитию, учение Будды, как и в 60-х гг прошлого века, вновь стало очень популярным. Разумеется, это не значит, что философия подходит каждому. Природа ума, согласно буддизму, у всех существ одна, но раскрыть ее и стать по-настоящему счастливым разным людям помогают разные методы. Главное — хорошо осознавать, чему, как и зачем ты следуешь.

Из истории вопросы

Буддизм возник в середине I тысячелетия до н.э. и считается самой древней мировой религией. Внутри России первая буддийская область появилась в Калмыкии, с XVII века тибетский буддизм распространился в Бурятии, в 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны был признан одной из официальных российских религий, а третья республика, в которой исторически практикуется тибетский буддизм, — Тыва — вошла в состав СССР в ХХ веке.

Елизавета не единственная правительница, обратившая высокий взор на буддизм. В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Верующие оценили этот жест как знак дальновидной мудрости и назвали императрицу Белой Тарой, женским воплощением Бодхисаттвы, дарующим умиротворение и сочувствие.

В 30-е годы, в «пятилетку безбожия», гонениям подверглись и буддисты, и к началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего монастыря (дацана), а большая часть духовенства была репрессирована.

Сегодня в Российской Федерации буддизм является одной из четырех традиционных религий, наряду с православием, исламом и иудаизмом. Общая численность последователей учения Будды в России, по разным источникам, составляет до 2 миллионов человек.