Хрен на стене и блоха в аптеке. ТИАМ празднует 25-летие

Выставка "Сны о Богучарове". © / Романов Кирилл / АиФ

Фестиваль мультфильмов, история старой аптеки, выставки современных художников, мастер-классы по созданию лимонадов 19 века — что может связать всё это? Тульский историко-архитектурный музей. А, проще говоря, музей о городе, который в этом году отмечает 25-летний юбилей.

   
   

Мультфильмы на стогах

За чёрными железными воротами, исписанными характерным шрифтом, на проспекте Ленина между домами Крафа и Белявского, — двор музея. Посетителей встречают «друзья» музейщиков — кошка Маруся и стая голубей. Всех регулярно подкармливают.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Двор небольшой, но уютный. В глаза бросается яркая надпись на белой стене «хрен обыкновенный». Пригляделись — вокруг надписи действительно листья самого настоящего хрена.

«Художница Лена Лунгина всегда мечтала нарисовать на стене хрен, мы ей дали эту возможность. „Добрые“ туляки ещё и граффити добавили, — с иронией говорит специалист отдела по связям с общественностью музея Денис Бычихин. — Туляки, видимо, были эстеты потому что граффити — в общей цветовой гамме».

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

А над ним и всем двором каждый день «восходит» «Частная луна» — одна из 50 тысяч инсталляций, созданных Леонидом Тишковым. Под ней — муляж кровати, а на кирпичной стене напротив — картограмма. Это схематичный и образный профиль города из труб ПВХ. По вечерам инсталляция светится и можно увидеть, как от капельницы (образ музея) идёт световой поток по всему городу, он пронизывает его и задаёт пульс.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

«Летом мы проводим здесь различные мероприятия, фестивали. Например, Cartoon'ную ночь. Раскладываем стога сена и приглашаем всех на многочасовой просмотр фильмов для взрослых, в хорошем смысле — интересных, глубоких, заставляющих подумать», — рассказывает Денис и ведёт нас в Дом Белявского, где, к слову, тоже надо думать.

Партнёрство со зрителем

На первом этаже — экспозиция старой тульской аптеки, на втором — временная выставка. Туда и идём. Комната заполнена картинами, которые, как кажется на первый взгляд, развешаны хаотично. Одну надо обойти сбоку, вторую сзади, третью — ещё умудриться заметить. Оказывается, так задумано.

   
   

«Концепция белого куба, согласно которой объекты искусства выставляются в белом пространстве устарела. Сейчас надо выходить за рамки пространства, играть со светом, формами, расположением. Например, многие картины здесь созданы с помощью белил. Неправильный свет может буквально их «прибить».

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Как рассказывает начальник экспозиционного отдела Юлия Михалёва, работа над новой выставкой начинается с влюблённости. В идею, концепцию, художника.

«Этой эмоцией мы хотим поделиться со зрителем. А дальше начинается механика-составление договоров, написание текстов, взаимодействие с художником, отбор работ, логистика, монтаж и так далее. В крупных институциях эта работа разбита на несколько департаментов. Но мы небольшой музей, поэтому за все этапы производства выставки отвечает экспозиционно-выставочный отдел. Выставка — это всегда результат командной работы. Нашей командой я очень горжусь, в ней собраны фанаты своего дела. Мы учимся друг у друга, вдохновляем друг друга».

Сама Юля, как говорят её коллеги, — тоже фанат и чуть ли не ночует на выставках в Москве, откуда привозит идеи, творцов, концепции, которые могут «зацепить» зрителя.

«Мне кажется, что за последние десятилетие посетитель значительно вырос. Люди успели поездить по стране и миру, побывать в лучших музеях, сформировалась насмотренность. Посетители привыкли к определённом уровню и драматургии выставок. Люди сегодня готовы часами стоять в очереди в музей или ехать на выставку в другой город или даже лететь заграницу. Такому зрителю мало „картины на стене“, ему нужен диалог. И мы становимся пространством такого диалога. Музей — не собрание предметов и даже не выставочное меню, это прежде всего система взаимоотношений. Посетитель становится соучастником, другом, равноправным партнёром. Это выбранная нами стратегия и мы её придерживаемся».

Пиявки и помада для мужчин

Спустившись на первый этаж, попадаем в старую тульскую аптеку, открывшуюся в 1884 году и принадлежавшую Фердинанду Белявскому. Здесь располагается торговый и рецептурный отделы.

На витринах вдоль стены — товары, отпускаемые без рецептов: лимонад, какой, специи, косметика, в том числе помада для бороды и усов, духи, белая рисовая пудра, мыло, гуталин, отрава для грызунов.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

На прилавке — непривычные для нас инструменты. Например, скарификатор — прибор для кровопускания, представляющий собой латунный кубик. Чтобы привести его в действие нажимаете на рычаг и 12 лезвий впиваются в кожу одновременно.

«Раньше считалось, что раз в месяц необходимо сливать дурную кровь, — поясняет экскурсовод Анна Артёмова. — Ещё распространено было лечение с помощью пиявок. Поэтому они у нас тоже представлены на экспозиции».

И действительно, рядом со склянками стоит аквариум с пиявками. Уже сытыми, кстати. Музейщики забирают их у гирудологов. Кровь пиявки могут переваривать несколько лет.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

На стеллажах за прилавком — штангласы — банки для хранения лекарств. На каждой этикетка определённого цвета. Белые — наименее опасные вещества, красные — сильно действующий и концентрированные, чёрные — наркотические и ядовитые.

Есть и элементы интерактива — посетителям предлагается понюхать некоторые вещества и определить, что в склянках, а также под микроскопом разглядеть подкованную блоху. Зачем в аптеке блоха?! Это дань традициям, ведь раньше в аптеках также выставляли что-то необычное — заспиртованных животных, гравюры. Блоху эту не только подковал, но и создал, превзойдя книжного Левшу, тульский токарь с 30-летним стажем Николай Сергеевич Алдунин, которого не стало в 2009 году.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

А ещё тут есть квест для детей, основанный на пяти чувствах, и матер-классы для всех желающих. Создают мыло, духи и лимонады по рецептам 19 века, знакомят со старинными способами фотопечати, оптическими иллюзиями, техникой печати по ткани и пр.

...Тульский историко-архитектурный музей — разный, многослойный, живой. Это музей о городе и горожанах. Музей, который развивается и развивает. Музей интеллектуальный, думающий и постоянной меняющийся. С юбилеем!

Комментарий

Директор музея Лилия Кашенцева рассказала, как единственному муниципальному музею в городе удается выживать среди федеральных: «У музея должен быть образ, понятный и запоминающийся. Представьте себе, что Вам нужно приготовить блюдо из несочетающихся ингредиентов. И чтобы блюдо получилось не просто оригинальным, но съедобным и вкусным. А у вас в наборе: старые кладбища, две бывших аптеки, музей, связанный с войной, дворянская усадьба (и не просто дворянская, она — отчий дом лидера славянофилов), ну и „вишенка на торте“ — подкованная блоха. И что с этим делать? При этом у Вас нет возможности взять паузу для того, чтобы подумать, вода в кастрюльке кипит, нужно работать, завоевывать и удерживать аудиторию. И вот на протяжении десяти лет (в июне будет десять лет, как я стала директором музея) — мы осмысляем и переосмысляем свою идентичность. Кто мы, что делаем, для чего и для кого? И в разные периоды времени ответы на эти вопросы будут неодинаковыми. Сегодня на, казалось бы, простой, но невероятно сложный вопрос: „А зачем нужен ваш музей?“ я отвечу так: мы работаем для того, чтобы люди, которые к нам пришли, получили нечто такое (новые идеи, знания, надежды, горизонты), что позволит им здесь и сейчас менять свою жизнь и среду обитания к лучшему. У них появится запрос на изменения. Возможно, завтра я отвечу по-другому. Но эта беспрерывная, в чём-то вынужденная рефлексия не даёт нам застыть, забронзоветь, мы — живой, развивающийся музей, в этом и состоит наше преимущество».