В рамках проекта «Современные портреты древних городищ» Государственного музея-заповедника «Куликово поле», Александр Колоколов, археолог, научный сотрудник, рассказал об одном из самых загадочных памятников региона.
Два городища на Исте
Городище Фурсово-2 рядом с одноименной деревней Арсеньевского района — одно из самых больших в крае. Памятник археологии занимает 4 гектара. Для сравнения, Тульский кремль, сердце региона, имеет площадь 6 га.
Городище расположено на правом берегу небольшой реки Иста у впадения в нее ручья Городенки. Центральная часть памятника разрушена молодым оврагом.
Площадка окружена кольцевым валом высотой до 2,5 м и заплывшим рвом. Северо-западная часть городища повреждена кирпичным заводом, существовавшим здесь еще в XIX в. Еще одну часть вала, протяженностью примерно 90 м, уничтожили сельскохозяйственные угодья, работы на которых продолжаются и по сей день.
Рядом с городищем №2 располагается городище 1 или малое Фурсовское городище. Ученые отнесли время его существования к эпохе раннего железного века. Представлены на нем и древности мощинской археологической культуры.
«Столь большая площадь, как у Фурсово-2, скорее характерна для древнерусского города, нежели для древнего укрепленного поселка более раннего периода. Однако никаких признаков города, за исключением размера, не зафиксировано. Здесь не было ни торгово-ремесленного посада, ни значительного числа находок», — формулирует ключевую загадку памятника Александр Колоколов.Промзона или кладбище?
Впервые городище у села Фурсово упоминается в 1851 году историком и краеведом Иваном Сахаровым в его труде «Памятники Тульской губернии». К концу века археолог Василий Городцов впервые обследовал памятник. Тогда еще действовал кирпичный завод купца Симакова, а его рабочие находили на памятнике стрелы, ножи и даже обломок, предположительно, меча.
В СССР городище несколько раз осматривали археологи РАН. Именно размеры и внушительная протяженность вала привлекала ученых. Но, увы, находок на территории Фурсово-2 было крайне мало.
Это привело к версии, что памятник вовсе не городище, а селище, неукрепленное поселение, вокруг которого в XVIII-XIX вв. насыпали вал в результате некой хозяйственной деятельности. Например, для организации работы кирпичного завода.
Сам Александр Колоколов придерживался другой версии, предположив, что обваловка — результат обустройства кладбища.
«Тем более, что на карте 1853 г. кладбище как раз и обозначено. По Сенатскому Указу 1772 его должно было обносить земляным валом не выше 2 аршин (1,5 м). Но на площадке городища никаких следов кладбища нет. И высота вала гораздо больше, — 2,5 м», — рассуждает археолог.Кладбище неподалеку все-таки было, оно находилось на площадке городища Фурсово-1. А то, что оно переместилось в локацию Фурсово-2 — вероятно, ошибка картографа XIX века.
Один ответ — и множество новых вопросов
Археологи «Куликова поля» исследовали городище в 2019-м году. Ученые заложили в приваловой части городища шурф и нашли несколько сгоревших бревен-плах, составлявших угол срубной конструкции. Вдоль вала тянулась целая цепочка таких срубов, предположительно, хозяйственных клетей. Внутри сгоревших конструкций найдена лепная славянская керамика IX-X вв.
Полноценный разрез вала в рамках запланированных археологических работ в 2019-м году сделать было нельзя. Но тут, как говорится, несчастье помогло — а именно, последствия сельхозработ. Спецтехникой была разрезана часть вала. И ученые, зачистив срез, составили стратиграфию оборонительного сооружения. Археологи убедились, что вал был сделан по правилам IX-X вв, то есть, представлял собой деревянную клеть, забутованную (засыпанную) землей. То есть, вал — это не результаты промышленной деятельности, и не обваловка кладбища. А действительно, остатки оборонительной системы IX-X вв.
Но этот вывод возвращает ученых к началу рассуждения. Почему древние жители Фурсово огородили такую большую территорию? И ставит ряд новых вопросов. Например, отчего культурный слой так мало насыщен? Почему в IX-X вв не было заселено Фурсово-1 которое было удобнее, и где еще оставались укрепления от прежних жителей? Зачем кому-то потребовалось строить длинный вал на небольшой реке Исте, в 4 км от Оки?«Однозначного ответа на эти вопросы нет. Нужны масштабные работы на памятнике. И они будут проведены, если действия человека и природы не помешают этому», — завершает беседу Александр Колоколов.