В августе этого года исполнилось 10 лет со дня событий в Южной Осетии. Пятидневная война имела значительные геополитические и экономические последствия для всех участников и для жителей трёх стран – России, Грузии и Южной Осетии.
Корреспондент «АиФ в Туле» встретился с человеком, который больше трёх лет провёл в горячих точках Северного Кавказа и лично пережил боль целого народа, оказавшегося в эпицентре войны, - начальником ИВС ОП «Ленинский» УМВД России по Туле Вейсулом Султановым.
Совсем недавно Вейсул отметил профессиональный юбилей - 20 лет службы в органах внутренних дел. Полицейский с огромным опытом и более чем трёхлетним непрерывным боевым стажем признаётся, что ещё одну серьёзную проверку на прочность он прошёл 7 мая этого года, во время операции по освобождению маленькой девочки, которую на протяжении нескольких часов удерживал в заложниках собственный отец.
- В тот день я заступил на службу в качестве ответственного от руководящего состава отдела полиции «Ленинский», поэтому, когда поступило сообщение о захвате заложника, прибыл на место одним из первых, - рассказывает подполковник. - Оперативно приехал начальник городского УМВД, прокурор, сотрудники спецназа Росгвардии. С технической стороны провести штурм было несложно, но мы всё же пытались не доводить ситуацию до крайней точки. Наконец, когда стало понятно, что уговорами и аргументами ничего добиться нельзя, решили прибегнуть к силовому варианту. Всё завершилось благополучно - при задержании злоумышленник был ранен, девочка цела и невредима.
Когда этот трудный вечер закончился, я испытал огромное облегчение. Особенно остро оно ощущается в горячих точках - сейчас это чувство несколько притупилось, но я хорошо усвоил простую истину: сотрудник полиции должен постоянно быть готов к тому, что его обычный рабочий день может превратиться в боевую операцию.
Личная трагедия
Таких операций у Султанова было предостаточно. Впервые, будучи ещё младшим лейтенантом милиции, он оказался на территории Ножай-Юртовского района в сентябре 2000 года - в самом начале второй Чеченской войны. В Чечне служил в должности участкового уполномоченного.
- Я родом из соседнего Дагестана, и мне было больно видеть, что мою малую родину война размалывает на части, - признаётся полицейский. - За год до моего прибытия в Ножай-Юрт боевики вторглись в Дагестан, поэтому те события стали для меня личной трагедией, трагедией моей семьи и моего народа. К сожалению, суть любой войны с веками остаётся неизменной - из-за политических кабинетных игр страдают невинные люди, разрушаются семьи и калечатся судьбы. Так было в Чечне, позже ситуация повторилась во время грузино-осетинского конфликта, совсем недавно - на Украине. Сегодня мы наблюдаем то же самое на Ближнем Востоке.
Сейчас, почти 18 лет спустя, очень горжусь тем, что смог достойно выполнить все поставленные задачи, не подвести наставников и сослуживцев. Ведь я был зелёным необстрелянным пареньком, который впервые оказался на войне. За ту командировку меня наградили именным холодным оружием. Я родился и вырос в Кизляре - крупнейшем центре по производству холодного оружия, поэтому очень люблю ножи, кинжалы и другие подобные вещи. Полученный в конце первой командировки «Скорпион» занимает особое место среди всех моих наград.
Взрывы и похищения
Вейсул благополучно вернулся домой в декабре 2000 года. Казалось бы, для него война закончилась, но спустя почти полтора года судьба сделала крутой поворот, и в июле 2002-го тульский милиционер снова оказался в Чечне. Назначенный советником-консультантом по линии милиции общественной безопасности, Султанов рассчитывал вернуться домой через несколько месяцев, но его вторая командировка растянулась аж на три года.
- Во второй раз всё было гораздо сложнее, - вспоминает Вейсул. - Однако самой серьёзной угрозой для жителей Чечни в те годы были похищения людей. Только за 2003 год в республике было зафиксировано свыше 290 таких преступлений - огромная цифра для региона с населением чуть больше миллиона человек. Похищения носили как политический, так и откровенно бандитский характер. Пропадали сотрудники милиции и органов власти, их родственники, общественные и религиозные деятели, мирные жители, дети - некоторых пленников боевики собирались использовать в пропагандистских целях для устрашения общественности, за других требовали выкуп, необходимый для финансирования бандподполья.
На розыск похищенных привлекались все силы, включая спецназ ГРУ. Нашими совместными усилиями были найдены и возвращены домой более 80 человек.
По словам Султанова, самым сложным было найти общий язык с местными жителями и правоохранителями:
- В то время среди милиционеров было много ветеранов первой кампании. Произошедшее наложило неизгладимый отпечаток на их отношение к жизни, к работе, поэтому им приходилось досконально объяснять самые очевидные вещи. Например то, что милиционеры должны ходить в установленной единообразной форме. В те годы все одевались по «военной моде» - в армейский камуфляж. Погоны, шевроны и другие знаки различия многие считали ненужными излишествами. Ночь, темнота, городские улицы не освещаются, блокпост, откуда-то издалека доносятся выстрелы. И тут дежурный наряд буквально нос к носу сталкивается с группой людей. Бороды, камуфляж, автоматы - кто они?.. А на блокпостах солдаты и милиционеры сидят сутками и к концу смены редко задумываются о таких вещах, да и инстинкт самосохранения начинает неистово верещать при виде такой картины. Самый распространённый сценарий - предохранитель на «калашникове» вниз, и очередь поверх голов. Хорошо, если не дойдёт до кровопролития. Но такое, увы, тоже случалось.
Были сложности и в работе с гражданским населением - напуганные, потерявшие в боях родных и близких люди просто не верили, что активные боевые действия закончились и нужно приспосабливаться к мирной жизни. Мы без конца объясняли им:
Война - это всегда лишения, потери, боль, смерть, страх быть преданными и обманутыми. Но мы верили в себя, верили в торжество справедливости, и эта вера давала нам силы.
Во время второй командировки Вейсул Султанов стал свидетелем ряда громких событий, вошедших в историю той долгой кровавой войны. В декабре 2002 года боевики взорвали Дом правительства Чеченской Республики - погибли более 80 человек. В 59-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне Вейсул вместе с другими милиционерами находился на стадионе «Динамо» и чудом уцелел во время мощного взрыва, от которого погиб первый президент республики Ахмат-Хаджи Кадыров. В августе 2004 года, за неделю до досрочных выборов главы Чечни, боевики попытались сорвать избирательный процесс. Однако благодаря профессионализму, опыту и мужеству милиционеров выборы президента Чечни состоялись: по результатам первого тура им стал Алу Алханов - глава республиканского МВД, получивший более 70% голосов.
Самая дорогая награда
Трёхлетняя чеченская эпопея для тульского милиционера закончилась в июле 2005 года - он отбыл к постоянному месту несения службы - в Тулу. Самой большой наградой для Вейсула стали дети, которых ему подарила супруга Дарина.
- Свадьба - одно из редких светлых воспоминаний того времени, - улыбается подполковник. - Я прибыл в Чечню в июле 2002 года, а поженились мы с Дариной в октябре. Мне каким-то чудом удалось отпроситься на несколько дней, чтобы съездить в родной Кизляр. Погрузились с ребятами в «уазик» и - как были, в форме, с автоматами наперевес - приехали на семейное торжество. Мы были вместе всего несколько дней, отпуска мне тогда не предоставили, обстановка в республике была тяжёлая. После свадьбы, обняв на прощание жену и родителей, я вернулся в Грозный.
Когда командировка закончилась, Султанов получил юридическое образование в Тульском филиале Московского университета МВД России и продолжил службу в Ленинском районе Тульской области, в отделе участковых уполномоченных, а позднее возглавил его. В январе 2015 года перевёлся на должность начальника ИВС отдела полиции «Ленинский» городского УМВД. Длительные командировки и многочисленные награды уже давно дали ему полное право уйти в почётную отставку, но оставлять службу подполковник Султанов не собирается.
- Да вы что, какая пенсия, - искренне смеётся он. - Желание служить ещё есть, да и годы пока позволяют. Моя работа - как вождение автомобиля на горном серпантине: резкое торможение - и ты теряешь контроль над ситуацией, летишь в пропасть. Я отдал службе 20 лет и не хочу вот так внезапно всё бросать, сжигать мосты. Конечно, хочется больше времени проводить с семьёй, заниматься сыновьями. Старший Тимур - кадет Первомайского кадетского корпуса, всерьёз подумывает о том, чтобы связать жизнь с армией или полицией. Я этим очень горжусь. Младший Аслан в этом году пойдёт в первый класс - ему думать о будущей профессии пока рано, но я сделаю всё, чтобы он вырос достойным мужчиной - самодостаточным, смелым и сильным. Воспитание детей - наверное, самое главное дело в жизни каждого достойного мужчины. В кровопролитном месиве кавказских войн выросло целое поколение молодых ребят, одурманенных ложными ценностями и радикальной идеологией. Поэтому сегодня наша молодёжь должна воспитываться на ценностях мира, добра и великодушия к своим братьям и сёстрам, на чувстве глубочайшей признательности к нашим героическим предкам. Это фундамент, основа. Мы не должны допустить повторения тех трагических событий, а для этого нужно своим примером прививать им традиционные ценности, показывать ради чего стоит жить и трудиться, за что мы должны стоять горой - за своих родных и близких, за свою землю и Отечество!
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу УМВД России по Тульской области и редакцию газеты «Лицом к лицу».