Tula.aif.ru запустил цикл материалов, в которых читатели узнают, как строился город, что удалось найти в ходе изучения многих тысяч квадратных метров культурного слоя и как археология опровергает устоявшиеся мифы. Научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Кирилл Фомин рассказал о наиболее выдающихся открытиях, сделанных археологами за 30 лет исследования Тулы.
Завершает цикл рассказ о том, как единственный за всю историю раз был взят кремль, почему гончары и кузнецы «убежали» из городского центра в Заречье, и что было на месте Крестовоздвиженской площади.
Испытание водой
Еще одним испытанием для города-крепости стала его осада войсками Василия Шуйского. Летом 1607 года в Туле заперлись восставшие сторонники Лжедмитрия II, которыми руководил Иван Болотников, именовавший себя его воеводой.
Город штурмовали неоднократно. В ходе боевых действий, были уничтожены все части города, расположенные за пределами его укреплений. Одна улица к югу от кремля сгорела, другие четыре, расположенные к западу от кремлёвских стен, как и кузнечная слобода перед острогом, были разобраны, как осажденными, так и атакующими — для большего удобства в маневрах.
Упорство бунтовщиков и безуспешность штурмов привели к тому, что царю пришлось лично приехать под Тулу и стать здесь лагерем. Состоялся совет, на котором решали, как взять крепость. «Нашелся человек, который предложил затопить кремль, построив плотину на реке. Автор идеи неплохо разбирался в топографии, но очевидно в самом кремле не бывал. Ведь построить сооружение, чтобы река затопила территорию крепости невозможно — укрепление располагалось гораздо выше, чем все прилегающие территории, напомню, на холме. Тем не менее, решение по строительству плотины все-таки было реализовано. На некотором отдалении от кремля на р. Упе, по всей видимости на существовавшей ранее на этом месте мельничной плотине, была возведена большая дамба, полностью перегородившая реку. Её возведение позволяло не только усложнить жизнь восставших, затопив всю территорию вокруг города и посада, но и давало возможность свободной переправы между частями войска, осаждающего город», — рассказывает Кирилл Фомин.План по возведению плотины оказался насколько масштабен, что для его реализации в государстве объявили налог... мешками. Их собирали по всей России и свозили в Тулу. Здесь мешки наполняли грунтом и укладывали в реку. Строительство заняло около двух месяцев.
«К середине октября, к Покрову, плотина была завершена, и вода поднялась так, что затопила все пространство вокруг города, вошла на территорию посада. По всей видимости, именно давление посадских людей на восставших ускорило сдачу крепости. До сих пор считалось, что войска Болотников сдали крепость, потому что ее залило. Но это не так. Кремль затоплен не был. Это стало ясно после того, как мною был разработан топографический план палеорельефа исторического центра Тулы. Тогда стало очевидно, что из себя представляли окрестности города, какими они были. План впервые позволяет начать осознанно разбираться с историей нашего областного центра. До этого многое было непонятно, висело в воздухе, не имело обоснований и давало простор фантазии», — считает ученый.
Крепкая хватка Земляного города
После взятия Тулы Шуйским и расправой с восставшими, городские укрепления вновь трансформируются. Появляется острожная стена по берегу ручья Ржавец, доходящая до Упы и далее продолжающаяся по берегу реки вверх до кремля. А на самом опасном направлении, по берегу речки Хомутовка, деревянная острожная стена меняется на более прогрессивные по тем временам укрепления Земляного города. Но он, по большому счету, уже не пригодился — проверками на прочность тульские укрепления уже не подвергались.
Развитие Засечной черты и строительство все новых крепостей на юге делает жизнь туляков спокойнее и безопаснее. Появляются первые слободы в Заречье — Кузнечная и Гончарная. Город, начавшийся как пограничная крепость, становится мирным, промышленным, торговым.
Зато, через 150 лет городские укрепления оказались помехой для развития самого города, их остатки будут ещё очень долго мешать городской застройке.
«Город сдерживал не только Земляной вал и острожное укрепление. Овраги, которые защищали Тулу от нападения, стали проблемой для развития застройки в самом центре города. Сам город за вторую половину XVII — первую половину XVIII века значительно вырос. При этом всё новые и новые кварталы возникали всё дальше и дальше от центра. При этом, в центральной части города, не как не могла развиться плотная застройка. Ей мешали не только овраги и болота, которые постоянно засыпались и нивелировались туляками, но и законы собственности. Земля, на которой располагались укрепления, была государевой, и на ее территории нельзя было строиться самовольно.
Поэтому во второй половине XVII века город выплескивается за пределы укреплений. Чтобы сделать центр пригодным для жилья, овраги ровняли и засыпали с конца XVII и весь XVIII век. Приметы тех времен можно найти в облике Тулы и по сей день. Например, площади Восстания, Крестовоздвиженская... Раньше здесь были болота, засыпать которые потребовалось особенно долго», — делится полученными данными ученый.