Дым Отечества. Поиски «шведского следа» в русском селе Люторичи

Андрей Лифке / АиФ

Несколько лет тому назад, будучи ещё директором Узловского художественно-краеведческого музея, Николай Циндель подсказал: «Если ищете интересный материал по истории наших сел, поезжайте в Люторичи. Там, по преданию, сохранились могилы пленённых под Полтавой Петром Великим шведов…»

   
   

Сельские архивариусы

Вот заинтриговал так заинтриговал Николай Генрихович. Тульская губерния? Пленные шведы? Понятно - немцы после Великой Отечественной. Но шведы из-под Полтавы? С какой стати?

Но он же и подсказал, что есть в Люторичах местный архивариус Антонина Николаева, которая, работая в тамошней библиотеке и опираясь на помощь неравнодушных земляков, собрала за годы всё, что только когда-либо и где-либо было опубликовано о Люторичах. С приложением письменных воспоминаний старожилов.

Антонина Анатольевна вместе с единомышленницей Мариной Василец, всячески помогавшей в составлении сельской летописи, встречает меня приветливо. А тут и летопись приносят из школы. С уведомлением, что если хоть один листок пропадёт, то…

Антонина Николаева (слева) и Марина Василец Фото: АиФ/ Андрей Лифке

«Вот ведь как! Сама этот архив собирала, а меня же и предупреждают!» - шутя комментирует хозяйка.

Перелистываю толстенную книгу и слушаю рассказ краеведов-любительниц. Задолго до Петра у слияния Дона и речки Лютой построители острог - для защиты от набегов степняков. Сугубо военное поселение, никаких даже маленьких деревушек поблизости не было, как и сейчас нет. Посёлки шахтёрские построили уже при советской власти. Собственно село Люторичи было основано, предположительно, в начале XVIII века, во время правления Петра Великого. В 1773 году построили деревянный храм во имя Рождества Христова. Со временем церковь не раз ремонтировали.

В XIX веке Люторичи считались крупным селом. Одних мужиков было под восемьсот человек. С хозяйками и детворой получалось, самое малое, под шесть тысяч душ. В эпоху реформ Александра II Освободителя открыли земскую школу.

   
   

…Книжка интересная получилась, слов нет. Далеко не в каждом селе такая имеется. Только вот про пленных шведов и их возможных потомков, увы, ничего. Только припомнила Антонина Николаева, как земляк Коля Щелчков любил приговаривать, мол, у нас на деревне русских нет, только шведы да татары! Только сказала, как на пороге появился высокий стройный блондин. Ни дать ни взять скандинав! Оказался родным братом Антонины Николаевны, тоже страстно увлечённым историей Люторичей.

Лютеранский след

И что было удивляться шведам на Тульщине, если пленённые под Полтавой и в других сражениях с войсками Карла XII супостаты-иноземцы расселены были в Поволжье, на Урале и даже в Сибири. И хотя, следуя историческим документам, которые теперь в открытом доступе, к несостоявшимся завоевателям отношение было довольно мягкое, даром их кормить никто не собирался.

Что касается шведов люторических, то эти были привлечены к осуществлению грандиозного, но так и не завершившегося проекта - строительству Ивановского канала, начавшемуся в 1702 году после заготовки необходимых для него материалов. Канал должен был соединить реки Упу и Шат в районе расчищенного от ила и торфа и углублённого Иван-озера, что на окраине современного Новомосковска, а через них - реки Волгу и Дон. На прокладку канала собрали 35 тысяч крестьян из окрестных деревень, а позднее, после первых побед в ходе Северной войны, в прокладке канала участвовали и пленные шведы. В том числе на строительстве гидросооружений неподалёку от Люторичей. Здесь и сейчас отчётливо видны валы вдоль спрямлённого русла Дона. Первые суда были спущены на Ивановском канале в 1707 году. Построено 14 шлюзов на Упе и ещё более на Дону, вплоть до Липецкой губернии. Навигация длилась только в половодье, в течение весны. Из-за недостатка воды в остальное время года канал использовался недолго, в 1720 году работы на нём были прекращены.

И что было делать в такой ситуации шведам? Государевой милостью желавшим разрешено было вернуться на родину, а тем, кто успел обрусеть и даже обзавестись семьями, предоставлены были значительные преференции. Достаточно упомянуть вышедший 23 июля 1721 года синодальный указ «О разрешении пленным шведам жениться на русских девках и вдовах». Для заключения венчанного брака от пленника не требовалось изменения веры, хватало того, чтобы был христианином. Спустя месяц, 18 августа, Святейший Синод выпустил «Послание к православным о беспрепятственном вступлении в брак с иноверцами», в котором содержались следующие строки: «...Шведским пленникам, которые имеют искусство в рудных делах и в торгах, и в службу государеву идти пожелают. И таким в женитьбе оной на русских девках, без перемены их закона позволение дать надлежит: понеже в чужих краях в рудных делах гораздо искусных людей достать трудно, и мало таких сыскать можно, дабы кто, тамо оставя свои домы и промыслы и в Россию пошли в службы». Стоит ли сомневаться, что многие прижившиеся в Люторичах иноземцы не преминули воспользоваться такой возможностью.

Где же их могилы?

После довольно длительной и увлекательной беседы в доме Николаевых всей компанией отправляемся на сельское кладбище. А что - полно ведь на погостах в нашем крае каменных надгробий, которые даже постарше Полтавской битвы будут. Вдруг да и найдутся могилы, пусть не самих пленников, но хотя бы их потомков?

Внимание привлекли несколько современных могил с явно не русскими именами-фамилиями усопших. Но местные разочаровали. Это тоже потомки, но не иноземцев, а русских немцев, которые во время войны в составе Трудармии работали на шахтах Подмосковного угольного бассейна.

Поиск на кладбище завершился ничем, и тут Марина Николаевна вспомнила: если и оставались где-то шведские могилы, то на старом кладбище, на котором теперь стоит здание сельской школы. Местная ребятня пугает друг друга рассказами, что по ночам в школе бродят привидения, школа-то на могилках стоит! Вот покойники и недовольны, что своим галдежом детвора нарушает вечный их покой. На том поиски и завершились.

Отдельно надо сказать о храме Рождества Христова в Люторичах. Колхоз, некогда забравший помещение для своих колхозных нужд, здание верующим возвратил. Те с энтузиазмом принялись приводить храм в порядок, одного хлама вывезли немерено. И всё же одного энтузиазма мало. Нужна спонсорская помощь. Из последних достижений  - только установка железной двери. Но службы проводятся.

Фото: АиФ/ Андрей Лифке

 

Смотрите также: