21 (8) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы и День воинской славы России — День Куликовской битвы.
«С Рождества Пресвятой Богородицы в православном церковном календаре открывается ежегодный круг великих праздников. Его называют днём всемирной радости, „потому что Богородицею весь человеческий род обновился, и печаль праматери Евы пременилась в радость“ (св. Иоанн Дамаскин). И очень символично, что именно в этот день победа в Куликовской битве открыла Руси путь к обновлению — свободе от ига Золотой Орды и созданию единого государства», — пишет историк, публицист Ирина Парамонова в готовящемся к выпуску музейном издании «Воинство небесное на Куликовом поле».
Литературная повесть «Сказание о Мамаевом побоище» четко указывает нам на дату исторического события и её символизм: «Когда же настал, месяца сентября в восьмой день, великий праздник Рождества святой Богородицы, на рассвете в пятницу, когда всходило солнце и туманное утро было, начали христианские стяги развеваться и трубы боевые во множестве звучать». Неслучайно, первый возведенный у Поля Куликовской битвы храм был посвящен этому празднику и стал мемориальным.
В «Сказании» мы встречаем князя Дмитрия Донского, который неоднократно обращается к Богородице за помощью. Перед выходом из Москвы, он вместе с братом и соратником Владимиром Серпуховским молится в церкви святой Богородицы и просит: «...Умоли, Госпожа Богородица, сына своего Христа, Бога нашего, чтобы смирил он сердца врагам нашим, да не будет рука их над нами. И ты, Госпожа наша пресвятая Богородица, пошли нам свою помощь и нетленною своею ризою покрой нас, чтобы не страшились мы ран, на тебя ведь надеемся, ибо твои мы рабы...» Уже на месте сражения князь Дмитрий получает вместе с благословением Сергия Радонежского, хлебец Пречистой Богородицы, что весьма укрепляет его духовно.
Храм в Монастырщино
Храм Рождества Пресвятой Богородицы установлен на правом берегу реки Непрядвы, в селе Монастырщино Кимовского района, где она впадает в Дон. По преданию, в устье Непрядвы русские воины несколько дней хоронили своих павших товарищей, на месте братской могилы сложили из дубов Зелёной Дубравы «церковь на костях» во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а царские врата и иконостас этого храма были «принесены» преподобным Сергием Радонежским. Известно, что последний деревянный храм во имя Рождества Богородицы построен в 1791 году. По свидетельствам литератора М.Н. Макарова, он был дубовым, в одном из приделов находились древние Царские врата. Среди других знаковых реликвий монастырщинского храма — резной позолоченный крест, расписной подсвечник, детали Царских врат от прежнего алтаря, Евангелие 1599 года...
В середине XIX века на месте деревянного храма, когда тот приходит в негодность, закладывают новую каменную церковь, стоящую на Куликовом поле и сегодня. Строительство велось на пожертвования и растянулось на десятилетия. Заметная активность наблюдалась на волне празднования 500-летия Куликовской битвы. Вместе с жертвами простых крестьян средства на строительство храма перечисляли император Александр III, Свято-Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, граф Олсуфьев и другие местные помещики.
Наружные работы по возведению каменной церкви Рождества Богородицы были завершены в 1884 году, к внутренней отделке приступили в 1890-м. Местные жители рассказывали, что церковь строили из местного кирпича. Алексей Иванович Панкратов 1913 года рождения вспоминал: «Бабка говорила, когда ей было 10 лет...: «Я месила кирпичи на церковь».
Рядом с храмом находилась приходская школа. С 1901 года и до революции от храма Рождества Пресвятой Богородицы до памятника-колонны Дмитрию Донскому на Красном холме в годовщину сражения совершался крестный ход.
Приход церкви был крупнейшим по численности и по значимости в округе. К нему были приписаны около 700 домов, вместе с монастырщинскими жителями — селяне многих деревень по Дону: Чебышей, Голицина, Милославщины, Задонщины и других. «Всем слободам один праздник — Рождество Богородицы», — говорили даже самые дряхлые и неграмотные бабульки во всех деревнях прихода. Однако в ряде населённых пунктов «казырным» праздником считался Михайлов день, связанный с другим престолом церкви. Третий престол в монастырщинском храме был устроен и освящен в честь Преподобного Сергия Радонежского.
Прасковья Ивановна Квасникова 1913 года рождения рассказывала: «Престольный праздник деревни — Рождество Богородицы. Не работали. Все было по-старому... И домой идешь. Такая гулянка была. Моя мать с Хворостянки ... приезжали. Из Голицына — туда отдавали замуж — приходили. А в их праздник — мы идём. Их — Михайлов день, а церкви у них нет, они — к нам, у нас был престол. На службу — они сюда, а на застолье — к ним. Какой праздничек ...». Было и праздничное блюдо у монастырщинцев — это пирог-курник: «... курицу запекали в тесте... тесто от курников ели не всегда».
Закрытие и разорение церкви Рождества Пресвятой Богородицы в 1936-1938 годах помнили многие. Рассказывали: «Церковь закрыли, но всё оставили, не разорили. Уж когда немцы были, сожгли иконы»; «Церковь закрыли в 36-37 годах. Колокола поснимали, иконы потом вывезли в Тулу, что ли, говорят»; «Собрали мужчин, сбрасывали колокола. Пожилые иконки прихватывали»; «В войну закрыли, всё заколотили, иконы растащили по домам, многие сохраняли. В войну стекла вытаскивали на блиндажи». В памяти старожилов Куликова поля сохранились также истории о трагедиях, которые преследовали тех, кто осквернял храм.
После закрытия церковь использовали как зернохранилище, отреставрировали святыню только в преддверии 600-летия Куликовской битвы. Возрождение храма началось с эпоху Государственного музея-заповедника «Куликово поле».
Всем миром
На Покров Пресвятой Богородицы в 1996 году вышло постановление Правительства Российской Федерации «О создании и мерах по обеспечению деятельности Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника „Куликово поле“ в Тульской области». Эта дата стала отправной точкой в новой эре изучения и сохранения военно-исторического и природного наследия Куликова поля.
Что сделано музеем на Куликовом поле почти за 30 лет — об этом можно написать серию статей. В этом материале посмотрим на старания музея в возрождении храма Рождества Пресвятой Богородицы.
2000 год. До этого времени храм Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт. К празднованию 620-й годовщины Куликовской битвы была проведена огромная работа по благоустройству территории вокруг церкви, восстановлено здание церковно-приходской школы. С этого момента формируется Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы в селе Монастырщино, в который входит и православная святыня.
2002-2006 годы. Музей объявляет акцию «Колокола Куликова поля» и собирает средства на восстановление звонницы храма Рождества Пресвятой Богородицы, тем самым возрождая традицию заботы о памятном месте и его наследии всем миром. Голос монастырщинскому храму вернули благодаря гранту Министерства образования РФ, Центру национальной славы России, Фонду Андрея Первозванного и пожертвованиям жителей регионов 1f40 .
21 сентября 2005 года, в День Рождества Пресвятой Богородицы и 625 годовщины Куликовской битвы, колокола освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2006 году — звонница была окончательно оформлена. С этого времени колокольный звон сопровождает богослужения в храме, которые проводятся по знаковым православным праздникам и на мероприятиях, связанных с историей Куликовской битвы.
2003-2005 годы. В храме Рождества Пресвятой Богородицы к 625 годовщине Куликовской битвы проведен капитальный ремонт — устроено электрическое отопление, позволившее проводить богослужения круглый год.
Под звон колоколов
2006 год. Сотрудники музея отучились в Ярославской школе колокольного искусства — с появлением звонарей на Куликовом поле родилась традиция мемориального звона. Ежедневно в 11 и 14 часов над Полем Куликовской битвы звонят колокола, отмечая начало и завершение сражения — «собирая» воинов против Мамая и возвещая об их победе. Первоначально вместе с храмом в селе Монастырщино звонили с колокольни храма-памятника Сергия Радонежского на Красном холме. С 2016 года, когда был открыт Музей Куликовской битвы, монастырщинским колоколам вторят ещё 7 с музейной звонницы в Моховом.
2007-2009 годы. Восстановлен иконостас главного престола храма Рождества Пресвятой Богородицы. Работы проводились в рамках программы «Историческая память» по инициативе фракции Единая Россия. Тело иконостаса сохранилось практически в первоначальном виде. Отсутствовали иконы и его центральная часть, фигурная резьба алтарной преграды. Специалисты изучили архивные и краеведческие материалы, но в целом проект создавали по сохранившимся образцам убранства храмов XIX века, а декор — по элементу резьбы на падуге, оставшимся отпечаткам на местах утрат и следам нагара свечей и пыли. К 630-летнему юбилею Куликовской битвы центральный иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы в соответствии с описью 1896 года был восстановлен. Вновь написанные иконы заняли своё место в украшенной позолоченной резьбой алтарной преграде. По правую сторону от царских врат находится сюжет Рождества Пресвятой Богородицы.
2008 год. При участии настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря города Новомосковска архимандрита Лавра и священника церкви Рождества Богородицы Московского Старо-Симонова монастыря Валерия Мешкова был обустроен исторический придел во имя Архистратига Михаила.
2017-2022 годы. Музей-заповедник объявляет акцию по сбору средств на восстановление иконостаса придела Сергия Радонежского с копией Царских врат XVI века. Они прибыли в село Монастырщино из Донского монастыря, которому в то время принадлежали местные земли, искусствоведы называли их образцом «русского стиля». Реликвию вывезли с Куликова поля в 1924 году, а сейчас она выставлена в основной экспозиции Государственного исторического музея.
Пожертвования на восстановление придела Сергия Радонежского вновь собирали всем миром — прихожане тульских и московских храмов, туристы Куликова поля, сотрудники промышленных компаний... 18 июля 2022 года состоялось первое богослужение в нём.
Над созданием алтарной преграды трудились специалисты Художественно-производственного предприятия «Софрино». Они опирались на сохранившиеся фотографии внутреннего убранства церкви и изучали оригинальные Царские врата. Часть икон также были написаны в Подмосковье, другие — создавали тульские мастера Юрий и Надежда Земцовы. На месте неопознанных исследователями образов в иконостас поместили лики преподобного Сергия Радонежского и святого князя Дмитрия Донского, напоминающие историю Куликовской битвы.
В колокольне храма Рождества Пресвятой Богородицы оформлена планшетная выставка, рассказывающая историю строительства церкви и оформления её внутреннего убранства, т 63d радиции обустройства колоколен. Сотрудники музея поднимаются с посетителями под колокола на экскурсию, когда звучит мемориальный звон. Также у них можно поучиться азам мастерства.
В планах музея-заповедника «Куликово поле» — обновление придела Архистратига Михаила, полководца небесного воинства и защитника воинства земного, с обязательным поиском сведений в архивах и созданием недостающих икон. По задумке, обновленный придел будет гармонировать с расположенным по левую сторону приделом Сергия Радонежского.
Материал создан для проекта «Аргументов и фактов» в Туле" — «Поле. Русское поле» к 645 годовщине Куликовской битвы и 650-летию с момента сражения.