Звон сабель. Как в Тульском кремле отметили 467-летие обороны

Кирилл Романов / АиФ

С самого утра в храме колокольни Успенского собора состоялась праздничная литургия, завершившаяся крестным ходом. Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий поблагодарил главу региона Алексея Дюмина за интерес и уважение к духовному наследию Тульской земли.

   
   

На соборной площади кремля развернулось театрализованное представление, рассказывающее об обороне Тульского кремля в 1552 году от войск хана Гирея.

Заместитель председателя правительства Тульской области Валерий Шерин назвал этот праздник праздником с двойным содержанием. В этот день туляки отдают дань памяти героям обороны Тульского кремля, осаждённого в 1552 году войсками крымского хана Гирея. И поклоняются иконе Николы Тульского, давшего силы и уверенность в победе вставшим на защиту города горожанам, что позволило им выдержать осаду до прихода основных сил.

Сила казачья – в вере, уважении к своей истории и традициям.

Сохраняя правду

«Вера всегда помогала казакам стоять на страже своей страны, – говорит атаман Западного окружного казачьего общества Алексей Альховик. – Никола Тульский – покровитель наших казаков, поэтому его память мы чтим особенно. В мире всего три именных иконы Николая Чудотворца. Кроме Тульского, есть ещё Сарайский и Можайский. Имя они своё заслужили делами и трудами на благо людей и Бога».

«У российского казачества исторически многонациональные корни. Сохранение межнациональной стабильности поможет правильно развиваться, сохранять традиции, историю, правду. Это важно и необходимо для целостности нашего государства», – говорит федеральный инспектор по Тульской области Сергей Бабенко.

   
   

Сцену облепляет любопытный народ – от мала до велика. Справа русские красавицы в народных сарафанах возводят с юными помощниками стены Тульского кремля из картона. Слева озорничают скоморохи, торговый ряд притягивает пёстрыми украшениями и вкусностями. А из желающих порубить шашкой выстроилась очередь.

«Военная история нашей страны наполнена историей казачества, – рассказывает Алексей Альховик. – Эти страницы истории мы должны помнить и передавать поколениям.

В нашей области эту задачу решают даже на школьном уровне. В Новомосковске и областном центре созданы казачьи классы, где детям преподают историю казачества, а также учат дисциплине и уважению к традициям, истории и стране».

Мать двоих сыновей Татьяна Горбунова водит своих ребят, да ещё и племянника на казачьи занятия уже несколько лет.

«Здесь больше порядка и уважения к детям, – уверяет она. – Из наших зажатых мальчишек здесь делают настоящих мужчин, я вижу, как они раскрываются – благодаря и занятиям в группе, и обучению, и разговорам с психологом, который у нас тоже есть».

Татьяна рассказывает, что детей не только учат держать оружие, но базовым составляющим казачьего общества – чести, уважению, гордости за свою историю.

«Среди этих мужчин по-настоящему чувствуешь себя женщиной, защищённой и уважаемой. Вот в чём сила казаков».

Казачьи потешки

«Танечка, Ванечка, скорее, скорее!» – призывает 10-летнего сына и 7-летнюю дочь Мария Лисняк. Её озорники «гоняют» на печках. Правда, в нашем современном мире не верхом на них, а с помощью радиоуправления. Семья только пришла на праздник, у ребятни разбегаются глаза, а мама рассказывает: «Танечка в детском саду ходила в ансамбль «Казачок», ей очень нравилось. Сейчас  идём в школу, и думаю, продолжим развивать ребёнка в этом направлении».

Тем временем малышня бежит играть в потешки, которые на лужайке для детей и взрослых проводит педагог дополнительного образования Роман Болдин. Это игры как для детей, так и для взрослых. К тому же в игровой форме легче понять ребёнка, изучить его особенности и характер.

Потешек великое множество. Одни на ловкость, другие на скорость и внимание, третьи на координацию с командой. Вот и получается, что дети играют и учатся одновременно.

Гости праздника участвуют в мастер-классах ремесленного двора, мастер-классе по изготовлению казачьего поселения. Разгадывают загадки квеста по истории тульского казачества. А устав от развлечений, идут есть кашу, приготовленную на полевой кухне.

Как шашкой махать

Казак Андрей Ненилин говорит: главные правила владения шашкой – крепко держать её в руке, движение должно быть резким и чётко выверенным.

Казак демонстрирует мастерство владения шашкой Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Специалисты отмечают, что фирменные удары казаков наносились снизу вверх, например, в локоть атакующего противника. Этому способствовало и особое устройство сбруи казачьих коней: например, стремена были связаны ремнём под корпусом лошади, позволяя всаднику свешиваться вбок чуть ли не до земли. При приближении конной лавы пехотинцу предписывалось двумя руками поднимать над головой винтовку, защищаясь от уставного удара сверху. Казак симулировал начало такого удара, потом резко свешивался с коня и сильным ударом шашки снизу поражал противника.

Предание
В начале XVI века икону Николая Чудотворца нашёл недалеко от Тульского кремля днепровский казак Ермолай. В 1552 году для Тулы образ Николая Чудотворца стал заступником. Город обступила многотысячная орда крымского хана Девлет-Гирея. Тогда защитники города – небольшое войско гарнизона и ополчение – крестным ходом обошли стены кремля с иконой Николы Тульского, моля святого о покровительстве. Воодушевлённые молитвой, туляки дали достойный отпор врагу и смогли продержаться до подхода основных войск.

Как строить казачьи поселения

Архитектура донских казачьих станиц отличалась от построек других поселений. С древнейших времён на Дону самым простым жилищем была полуземлянка, покрытая камышом или соломой. Степняки-кочевники жили в юртах или в балаганах. Такие шатры-балаганы и ставятся казаками на покосах или полевых станах. На особенности традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья. Первые поселения на Дону возникали в плавнях – речных камышовых зарослях.

Стены домов плели из двух рядов прутьев или из камыша, пространство между прутьями для сохранения тепла и прочности заполнялось землёй. Крыша  покрывалась камышом, в ней делалось отверстие для выхода дыма. Жить в таких сооружениях можно было не везде, многокилометровые разливы рек требовали свайных, приподнятых над землёй построек.

На территории Верхнего Дона преобладало жилище без подполов из местного строительного материала, в основном лесоматерилов. Для строительства турлучных жилищ (по периметру вкапывались большие и маленькие столбы – сохи и подсошники, переплетавшиеся лозой. – Ред.) и кровли крыш использовались чакан и камыш (отличается узким листом), саманный кирпич из глинистого грунта с добавлением соломы или других добавок, высушенного на открытом воздухе, использовался для сооружения стен. Характерной особенностью построек северных округов было использование наземной системы отопления. Кроме русской печи, под кроватью, у стены, размещали небольшую печурку – подземку.