Рязань, Калуга, Елец
На самом деле Толстой Weekend начался ещё в мае. В этом месяце в рамках предпрограммы фестиваля в Тульскую область приезжала режиссёр-документалист Марина Разбежкина, которая представила работы учеников своей киношколы в яснополянском ДК. Зубодробительные документальные короткометражки о людях, живущих «на грани».
Пауза длиною в месяц между преддверием фестиваля и его основной программой была заполнена приездом в Ясную Поляну правнучки Хаджи-Мурата Леоноры Москаленко, акцией «Ночь в музее» и кинопоказами спектаклей «Золотая маска в кино» всё в том же яснополянском Доме культуры.
А в долгие июньские выходные 16 российских и зарубежных театров представили 18 постановок по произведениям Льва Толстого и других авторов.
В этом году было много региональных театров. Так, фестиваль открывала постановка «Фальшивый купон» по одноимённой пьесе Толстого, которую представили актёры прославленного Коляда-Театра из Екатеринбурга.
Рязанский театр для детей и молодёжи, а также Калужский и Елецкий драматические театры представили короткие пьесы «От ней все качества», «Первый винокур» и «Пётр Хлебник» соответственно. Это редкие постановки, которые в последнее время совершенно не шли на российской сцене – уверяют организаторы.
Сторителлинги и актёры-гаджеты
Европейский театральный десант высадился на яснополянскую землю в следующем составе: актёр Мартиньш Лиепа Валмиерского драматического театра из Латвии со своим моноспектаклем «Почему я убил жену», словенский Bufeto Institute/Cankarjev Dom Ljubljana (постановка «Холстомер», синтез кукольного театра и драмы), норвежская актриса Гёрильда Маусет. Она представила фильм «Каренина и я», живописующий, со слов героини, «невозможную для неё авантюру – сыграть Анну Каренину в России и на русском языке».
К интерпретации этого романа обращались и актёры экспериментального театра. Москвичи из Le Cirque De Charles La Tannes представили премьеру спектакля-сторителлинга «Кто убил Анну», в ходе которого нарочито «житейским» языком (упоминая при этом Фредерика Бегбедера и Клариссу Эстес) пересказывается «канонический» толстовский роман.
Московский режиссёр Алексей Размахов в моноспектакле «Двое» замахнулся на Александра нашего Грибоедова, делегировав функцию играть театральные роли планшетам, смартфонам и ноутбукам.
Ход вполне себе в духе времени, если вспомнить «социологию вещей» Бруно Латура, философов Грэма Хармана и Квентина Мейясу.
Балет, дебют и спектакль в наушниках
Классическая драматургия была представлена постановками толстовского «Отрочества» Пермского ТЮЗа и Саратовского академического театра.
Московский театр Олега Табакова показал спектакль «Дьявол». Режиссёр – Михаил Станкевич, этот спектакль – его дебютная работа. В основу постановки легла неопубликованная при жизни писателя одноимённая повесть, в которой Толстой описывал свою связь с крестьянской девушкой. Говорят, что рукопись этой повести яснополянский классик долгие годы прятал от жены за обивкой кресла в своём кабинете.
На главной сцене в один из фестивальных дней театр «Балет Москва» представил «Крейцерову сонату» с участием восходящей звезды мировой хореографии Роберта Бинета.
Немало на фестивале было и детских спектаклей по сказкам Толстого: «Работник Емельян и пустой барабан», «Праведный судья», «Черепаха и орёл» и другие.
Тульский режиссёр Евгений Маленчев специально для Толстой Weekend подготовил аудиоспектакль-прогулку «Война и мир», основанную на дневниках Льва Николаевича и Софьи Андреевны, а также на фрагментах знаменитого романа-эпопеи. Автор оригинальной работы сделал «театральный сценой» воображение каждого, кто наденет наушники, гуляя по яснополянским тропам.
Пусть он и глыба, но не монолит
Параллельно всем этим событиям в Доме Волконского открылась выставка современных греческих художников «Άξιος Εστι – достойно быть», а на площадке индустриально-творческого кластера «Октава» в Туле телеведущая Фёкла Толстая рассказала о том, как современные цифровые технологии могут помочь воспринять классику.
Завершился фестиваль показом фильма Авдотьи Смирновой «История одного назначения». Значительная часть съёмок этой картины проходила в прошлом году в Ясной Поляне. Фильм основан на главе «Спасти рядового Шабунина» литературной биографии Павла Басинского «Святой против Льва». Толстой выступает защитником приговорённого к смертной казни писаря. Под трибунал его подвела пощечина, которую он отвесил гарнизонному командиру, регулярно устраивающего травлю провинившегося. Яснополянского графа потрясает эта несправедливость и он решается выступить в суде в поддержку писаря. Но подсудимому это не помогает.
- В фильме показан 38-летний Толстой – типаж, далёкий от образа старца с бородой, к которому мы все привыкли, - говорит Авдотья Смирнова. – У нас любят представлять национальных героев исключительно в виде некоего монолитного совершенства. В картине Лев Николаевич совершенно другой.
Продолжая эту мысль, программный директор Толстой Weekend Павел Руднев утверждает, что в театральной среде существует стереотип: ставить Толстого сложно. Считается, что это обязательно должна быть тяжёлая драматургия, работа эпических масштабов. Поэтому одной из задач проведения фестиваля Руднев видит в том, чтобы развеять эти предрассудки.
Лев Толстой разный. Как и каждый из нас.