Лекция проходит на первом этаже музея, поклонники охоты сдают пальто в гардероб.
«Молодая девушка и пришла на такую лекцию – приятно!»– удивляются вслед улыбчивые дамы из гардероба.
В зале за столом сидит седовласый мужчина с бородой. Перед ним небольшой чайничек и охотничий рог.
В погоне за волком
«Першинская охота – гордость России!» – начинает говорить Евгений Полозов, ведущий специалист музея.
Евгений Маркович – страстный охотник и краевед в одном лице. Об охоте, стремительных лошадях, породистых собаках он говорит с упоением, и даже через толстые стёкла очков видны искры в глазах и восторг.
«К сожалению, об этом уникальном явлении остались лишь крохи воспоминаний», - продолжает лектор.
Не секрет, что охота на Руси была популярна. Но это всегда было удовольствием не из дешёвых. Полный комплект, состоящий из гончих, борзых, лошадей, влетал в копеечку заядлым охотникам.
Для псовой охоты всегда выбирались леса или лесной островок. Тульский край был раем для охоты со своими лесными массивами. Основной добычей всегда являлся волк, который был проклятьем для крестьян. Дикие звери резали скот. Особенным уважением пользовался охотник, который смог волка «сострунить» (взять живым и связать, чтобы натаскивать потом собак на нём). Зверя «выживали» из леса, используя шумовые эффекты – крики, трещётки и пр. Выбежавшего волка уже ждали борзые и гончие.
Кстати, у охотников была своя этика. Если выбегала мелкая добыча (заяц или лисица), то своих собак на него спускал тот, на кого она бежит, а вот если волк попадался, то тут уже надо был всем вместе спускать своры. Одной собаке с волком справиться очень сложно.
Образец животноводства
«Вообще Першино, не только рай для охотников. Это место было образцом животноводства. Здесь разводились породистые коровы, свиньи, птица», - продолжает лекцию Евгений Маркович.
Сейчас в тех краях осталась лишь церковь, которая помнит славные охотничьи дни. На месте охотничьего дворца, где жил великий князь Николай Николаевич Романов, который также был заядлым охотником, теперь заросли травы, а недалеко возведена постройка уже современной архитектуры – за забором виднеется особняк.
«Но по частицам мы пытаемся сохранить память об этом явлении. В доме том всё было пропитано духом охоты – трофеи на стенах, а на столе – посуда с изображением животных», - заканчивает лекцию Евгений Маркович, держа в руках небольшой чайничек с голубой каймой.
Смотрите также:
- Тульский краевед Вячеслав Боть о «универсальных людях» и кремлевском атриуме →
- Туляк Максим Бекетов умудрился уместить боевой танк на ладони →
- Путешественник Дмитрий Койда: «Не надо ограничивать мышление» →