Фонд ТМИИ пополнился сразу на 784 предмета живописи, скульптуры, графики. Это работы художников России Союзных республик - Армении, Киргизии, Азербайджана, Грузии, Казахстана и других. Принято решение передать эти произведения музеям страны. Подбор работ осуществлялся непосредственно с учетом интересов каждого музея, в том числе и тульского.
Дар искусства
В тульский музей привезли работы 373 авторов, созданные в 60-90-х годах. Главные темы картин, скульптур и графики - трудовые будни советского народа, портреты известных общественных и политических деятелей республик Советского Союза, пейзажи, натюрморты, иллюстрации к произведениям. Предметы декоративно-прикладного искусства выполнены из керамики, металла, дерева, кожи.
В 2019 на заседании министерства культуры принято решение о передаче огромной коллекции, собранной союзом художников СССР, региональным музеям. Сейчас 15 регионов получили экспонаты из этой коллекции. Наш музей получил работы художников Азербайджана, Киргизии, Туркмении, Таджикистана. Это сохранение той культурной связи, которая есть сейчас, но была более крепка во времена СССР.
«Одной из таких работ – скульптура «Дневник Анны Франк», еврейской девочки, жившей в Германии, - рассказывает первый заместитель генерального директора Марина Кузина. - Во время войны она бежала в Голландию, была поймана немцами и помещена в Освенцим. Потом вместе с родителями погибла. Теперь эта работа, по словам Марины Николаевны, будет включена во многие выставки, посвящённые Великой отечественной войне».
Сотрудникам музея предстоит составить паспорт на каждый предмет, занести информацию в государственный каталог Российской Федерации, где размещается информация обо всех музейных коллекциях страны.
Священное число
Марк Шагал – всемирно известный российский художник, символ авангардного движения XX века - ознаменовавший несколько эпох и так сильно от них отличающийся.
Посетителям выставки представят иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Андре Мальро и Библии.
«Число три в выставке будет встречаться очень часто, это число божественное, - рассказывает Павел Башмаков, коллекционер, куратор выставки «Шедевры мастеров Парижской школы», владелец галереи современного искусства PS Gallery, организатор выставок искусства XX века. - Хотя сам Шагал говорил, что ни церковь, ни синагогу он не посещает, а его молитвы – это его работы. Самое простое объяснение названия выставки заключается в буквальной хронологии – «Мёртвые души» - начало творческого пути, серия, которая дала Шагалу дорогу к признанию. Это первое сотрудничество с Амбруазом Волларом, известнейшим издателем и маршаном. Библейские литографии – апофеоз творческой активности, расцвет. Именно он, во многом, определил будущую популярность художника в европейском сообществе. Работы, посвящённые Мальро, Шагал создаёт уже в солидном возрасте, когда является уже офицером ордена почётного легиона Франции, обладателем собственного особняка, всевозможных гран-при и прижизненного признания. Это признание бесспорной величины Шагала со стороны Франции, ревностно относящейся к своему культурному наследию. Но три эпохи можно рассматривать и по-другому. С одной стороны, предвечная эпоха – Библия. Это то начало мира, без которого Шагал не может жить, это его корни. Потом помещичья Россия, в которой он родился и начал свой путь и 20 век, в котором он жил и который отмечен большим количеством войн. Эти серии - символичное путешествие над человеческим миром в различные времена становления современного социума».
Несравнимое
Шагал, как авангардист, часто пользуется исключительными стилистическими приёмами. Например, если посмотреть, на образ Чичикова, да и на другие образы из этой серии, то можно заметить, что они постоянно меняются. Это потому, что главным в этих работах был для Шагала уездный город N. В нём он видел свой родной Витебск и его черты можно узнать даже сейчас. Эту серию Шагал писал в начале 1920-х. Он создал более 100 досок, используя сложнейшую технику офорта в сочетании с гравюрой, сухой иглой и акватинтой. Шагал рассказывал, что когда Воллар предложил ему иллюстрировать «Мёртвые души», он с жаром принялся за роботу, а в процессе ощущал сильную связь с родиной, которую вынужден был покинуть.
Современники, фотографии, да и сами его работы описывают Шагала, как трогательного и романтичного, всё время будто бы всматривающегося за границы жизни человека, парящего над городом мечтателя, дух которого припорошен скрытой тоской и меланхолией.
«С ранней юности, - писал Шагал, - я был очарован Библией. Мне всегда казалось и кажется до сих пор, что Библия является самым большим источником поэзии всех времен. С юности я искал отражение этой поэзии и в жизни, и в искусстве. Библия созвучна природе и эту ее тайну я пытаюсь передать».
Самая мрачная его серия – работы о войне, на самом деле абсолютно антимилитаристские картины. Начинается серия с тяжёлых мотивов и сюжетов. Но к концу летящие истребители превращаются в журавлей.
Марк Шагал изображает мир, наполненный узнаваемыми и близкими каждому образами, при этом наделяя его собственной палитрой, перспективой и даже гравитацией. Герои Шагала существуют вне времени и пространства, они будто бы эмоциональная квинтэссенция человеческих судеб.