Обыкновенные чудеса. В тульском драмтеатре прошла последняя премьера сезона

Наталья Лунева / Из личного архивa

О любви можно и говорить, и петь песни, а мы расскажем о ней сказку. Так автор пьесы Евгений Шварц начинал одну из самых ярких романтических историй на сцене русского театра. «Обыкновенное чудо» стало последней премьерой уходящего сезона в Тульском академическом театре драмы.

   
   

Он всё же медведь

Кто бы мог подумать, что за всеми этими хи-хи да ля-ля, которые сложились у нас от просмотра классического фильма Марка Захарова, скрывается такая тонкая философская история со множеством смыслов. Конечно, есть и любовь, во имя которой герой способен на поступок, и это действительно обыкновенное чудо. Людей, способных на поступки, не так-то и много. Но не меньшее чудо – помнить об ответственности за свои слова или решения, сохранять достоинство в сложных житейских ситуациях. Просто быть человеком наконец.

Фото: Из личного архивa/ Наталья Лунева

Между прочим, первая экранизация этой истории, ещё шестидесятых годов, которую ставил Эраст Гарин, как раз об этом – как трудно стать человеком. Ведь что ни говори, но главный герой этой сказки – Медведь, которого по чьей-то прихоти превратили в человека, должен принимать новый мир как часть своей новой жизни. Но он всё тот же медведь. Безынициативный, принимающий жизнь такой, какая она есть.

У автора нет ни единой реплики в пьесе, что Медведь снова хочет стать медведем, хотя он приехал к волшебнику именно за этим. Ему сказали, он и примчался. Он привык, что всё решают за него. Шёл волшебник по лесу, погода прекрасная, настроение хорошее, сломал ореховую веточку, сделал из неё волшебную палочку, вжик, – и превратил медведя в человека, не спросив его мнения. Теперь же Медведю известно, что он вернётся в родные горы в прежнем образе, как только в него влюбится первая попавшаяся принцесса и поцелует его. А увидев, что он стал медведем, немедленно разлюбит.

Фото: Из личного архивa/ Наталья Лунева

Он испытывает при этом какие-то эмоции? Да нет же. Наоборот, сожалеет, что приходится ждать: быть настоящим человеком – очень нелегко. Автор нам прямо говорит, что, несмотря на наличие двух рук и двух ног, человеком Медведь так и не стал. Его не то, что чужая влюбленность, а и своя-то жизнь интересует постольку-поскольку.

Кстати, когда в финале после поцелуя и грома с молнией никаких превращений не происходит, кто-то из героев всё же констатирует: на мгновение показалось, что он опять стал медведем. Сомневался, даже в этой ситуации сомневался. Что ж, человек и становится человеком, когда начинает думать над тем, что он делает.

Бывает ещё и не так

Вот такую непростую историю взялась поставить Вера Анненкова. И в её версии спектакль заиграл не только лирическими, но и трагическими, философскими нотками. В её версии это даже не сказка, а скорее утопия. Каким прекрасным может быть мир, если людьми вдруг начнут управлять не зависть и стяжательство, а любовь и высокие чувства.

   
   
Фото: Из личного архивa/ Наталья Лунева

Поэтому в антураже спектакля так много милого чародейства. Волшебник очаровывает просто цирковыми фокусами, а художник-постановщик Сергей Тимонин создает необычную обстановку на сцене в духе уютного фэнтези, где горы книг соседствуют с величественным глобусом, а персонажи словно путешествуют по звездным мирам. Они вообще не совсем земные, откуда-то из другой галактики.

Главная удача спектакля – то, что очень быстро перестаешь сравнивать героев спектакля с киношными. Ну да, король в исполнении Андрея Сидоренко здесь такой – смешной, капризный человечек с тонкими ножками. Отравленное вино, которое он предлагает Хозяину (Сергей Пыжов и Михаил Деменьев) и Хозяйке (Ольга Баурина) – оно не потому, что какая-та там тетка-отравительница в роду была, а просто это такая шалость. Король, как ребёнок, не задумывается о том, что игрушечный яд может убивать по-настоящему.

Фото: Из личного архивa/ Наталья Лунева

Узнаваемый министр-администратор предстает не прожженным воришкой-мошенником, а неким топ-менеджером в исполнении Дмитрия Чепушканова. Порхает себе, порхает. Для него показнокрадствовать, приструнить королька – как совершить очередное танцевальное па. Песни про бабочку, которая бяк-бяк-бяк, в спектакле нет. Но бабочка присутствует в образе министра-администратора.

Из всех кандидатов на роль Принцессы, думается, выбор на Юлии Школьниковой остановился потому, что она полная противоположность Медведю. Именно такая маленькая, наивная девчонка и могла вскружить голову неуклюжему её возлюбленному (Сергей Сергеев). Дуэт получился. Ведь когда оба идут к звездам, и звучит фраза – как жаль влюбленных, которые никогда не станут мужем и женой, мы ведь должны верить в такой трагический исход этой истории.

Фото: Из личного архивa/ Наталья Лунева

У автора пьесы Евгения Шварца было особенное отношение к ней. Не зря он говорил о том, что прикасается к пьесе с осторожностью и только в такие дни, когда чувствует себя человеком. Собственно, и в заглавных героях Хозяина и Хозяйки угадываются сам Шварц и его жена. Поэтому несколько странно, что главный герой вдруг решает поговорить со своей женой о любви таким вот образом; разыграв сказку, где над чьими-то чувствами посмеются совсем бессердечным образом – любимый сразу после поцелуя превратится в медведя. Хотя многоопытный человек тут же возразит – какая же тут сказка. Бывает ещё и не так.

Как здорово, что создатели спектакля в очередной раз напомнили нам о том, что обыкновенное чудо – это когда любовь правит миром, а не наоборот.