В тульском филиале Государственного исторического музея открылась выставка «Карл Фаберже и придворные ювелиры России. Эпоха русского ренессанса».
Россыпь ювелиров
Сотрудники федерального ГИМа и тульского филиала очень спешили, чтобы сделать грандиозный подарок тулякам. Но, оговоримся сразу, драгоценных пасхальных яиц Фаберже не привезли. Однако, на суд зрителей представлены более 350 других экспонатов ювелирного искусства XIX – начала ХХ века. Это стало возможным благодаря титаническому труду руководителей и кураторов выставки. Проект создавался на протяжении нескольких месяцев. Размещение же экспонатов в Туле уложилось в рекордные сроки – чуть больше недели. Если 4 апреля они только прибыли в Тулу, то 11-го числа уже стартовал показ.
Как отметил директор Исторического музея Алексей Левыкин, Тула впервые принимает масштабную экспозицию произведений фирмы Фаберже и других придворных ювелиров. Более того, коллекция впервые покинула пределы столицы.
Здесь собраны работы известных мастеров того времени, таких как Павел Овчинников, Иван Хлебников, Федор Рюкерт, братья Грачевы, Иван Сазиков и Иван Чичелев, изделия фирмы «Болин» и многих других. Центральное место занимают произведения мастерских фирмы придворного поставщика Российского Императорского двора и многих королевских дворов Европы Карла Фаберже.
По словам автора и куратора выставки Галины Смородиновой, в Тулу приехало 50 работ фирмы Фаберже. Тематически выставка разбита на четыре зоны. Это ювелирные школы Санкт-Петербурга и Москвы, а также серебро Русской армии и Русское церковное искусство. Их объединяет идея становления ювелирного дела России.
Союз гениев
Ярчайшим представителем петербургской школы был Карл Фаберже. Он получил блестящее художественное, ювелирное и коммерческое образование в Европе, а в 26 лет унаследовал от отца ювелирное дело. От тяжеловесных украшений фирма поднялась до произведений искусства. Позднее к Карлу примкнул его младший брат Агафон, внёсший в стиль классицизма свежую струю. Именно в тот период появляются драгоценные пасхальные яйца с сюрпризом.
Среди ювелирных изделий на тульской выставке примечательна брошь из прямоугольного аквамарина фирмы Карла Фаберже мастерской Августа Хольстрема. На рубеже XIX–XX веков уральский камень цвета ясного неба был столь популярен, что спрос на него купцы удовлетворяли с трудом.
На выставке во множестве представлено серебряное литьё со сложнейшими узорами. Это столовые сервизы, приборы, кружки, табакерки, портсигары и шкатулки.
Поражает точность и тщательность изготовления, которой позавидовали бы современные компьютерные технологии. В конце XIX века в России уже применялись такие способы обработки металла, как штамп, прокат, гальваническое золочение вместо вредного ртутного. Но гениальности старых мастеров это ничуть не умаляет. На Карла Фаберже ведь работало множество отдельных мастерских, которые имели право ставить своё клеймо, но с обязательством создавать предметы только по эскизам фирмы Фаберже.
Одно из таких произведений искусства – серебряная шкатулка, декорированная орнаментом на морскую тему. По словам Галины Смородиновой у неё есть своя тайна. До последнего времени считалось, что она принадлежала Великому князю Алексею Александровичу. Но впоследствии удалось установить, что на шкатулке изображён специальный знак, принадлежавший старшему сыну императора – цесаревичу Николаю Александровичу.
Аристократ российской эмали
Московская ювелирная школа того периода окрашена национальным романтизмом. Колоритный представитель этого направления – Павел Овчинников. Крепостной мальчик попал в мастерскую золотых и серебряных дел в раннем возрасте и 6 лет трудился подмастерьем. Благодаря своему таланту, он вырос до мастера и освободился от крепостничества. Позже, вложив всё приданое жены (1000 рублей) в ювелирное дело, он с риском для себя начал новое направление. Впоследствии Овчинников возродил утраченную технику перегородчатой эмали, создал уникальные вещи с её применением, стал легендарным эмальером и открыл школу для мальчишек из народа. Он изготавливал различные вазы и сервизы, но особое внимание уделял церковной утвари и окладам икон.
На выставке можно увидеть несколько икон фирмы Павла Овчинникова, например, «Господь Вседержитель» и «Блаженное чрево».
Особой сферой приложения талантов ювелиров были заказы от офицеров Русской армии. Так называемое «воинское серебро» использовали как подарки для сослуживцев. По правилам, каждый офицер, начиная службу, заказывал для себя серебряный прибор или бокал для шампанского. На выставке можно увидеть сосуды в форме артиллерийских снарядов или горящей гранаты.
Убедиться в многообразии произведений искусства ювелиров России можно в тульском филиале ГИМ до 3 октября.