Культурные и исторические сокровища. Как в Туле прошла «Ночь музеев-2023»?

Антонина Афанасьева / АиФ

Всероссийскую «Ночь музеев-2023» посвятили Году педагога, наставника и теме «История и истории». А потому, в самую познавательную и интересную ночь и предшествующий ей день, жителям и гостям региона увлекательно рассказывали об исторических фактах и проводили массовые мастер-классы для взрослых и детей.

   
   

Мы побывали на разных площадках и получили большое удовольствие от того, что увидели.

Начинаем с главного места города – тульского кремля.

Весной и осенью здесь появляются особенные гости – «призраки» тех, кто жил на этой территории много веков назад. И обычная экскурсия по древнему сооружению превращается в цепочку воспоминаний бояр, крестьян, купцов и стражников.

Три богоданных материала

Елена Зыкова – проводник в мир истории, легенд и тайн – ведёт группу из 20 человек к башне и перечисляет: «Одоевская, Киевская, Казанская, Крапивенская…»

В толпе проносится: «Я из всех только Одоевскую знаю…»

«… вот сколько названий всего лишь у одной главной башни нашего кремля – Одоевской», - заканчивает мысль Елена.

Под свод многоимённой и заходим. При сооружении стен и башен туляне, как именовались жители оружейной столицы в древности, использовали три богоданных материала – дерево, камень и кирпич, то есть глину.    
   

«Крепость наша стоит в низине, поэтому площадку надо было укрепить. Рыли котлован, после чего вбивались дубовые сваи – основа для фундамента. Дальше идёт белый камень – фундамент и нижняя часть стен, а после – кирпич».

С происхождением белого камня связано несколько версий. Одни учёные уверены, что он привозился из Венёвского уезда, другие – что из Подмосковья.

«Но абы какой камень для строительства крепости взять не могли. Его «испытывали». Легенда гласит, что образцы сначала погружали в воду. Если быстро насыщались водой и становились рыхлыми, то камень считали непригодным. Затем его нагревали. Если он быстро разрушался, то тоже не подходил. Третье испытание – камень били молоточками. Если звук был сочный и яркий, камень брали», - рассказывает Елена.

Строительная жертва

После строительства и кремля, и любого жилого дома наши предки приносили жертву. Считалось, что при строительстве у дерева отнимают душу, поэтому лесных богов надо было задобрить. Отсюда и относительно современный обычай – пускать кошку в дом первую. Правда, в древности такое животное было роскошью, и чаще всего использовали кур и петухов.

«В кремле тогда было более 100 осадных дворов, где жители могли пережить тяжёлую годину. День начинался с первым криком петуха – примерно в четыре часа утра, а на ночь ворота закрывались…»

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Стук…Стук…Между воссозданных к 500-летнию кремля дворов мелькает «призрак» стукаря. Он ходит по улицам, как и много веков назад, распугивая недобрых людей и предупреждая о пожарах, стучит в свою деревянную колотушку.

«Земля в кремле в основном принадлежала дворянам да боярам, которые участки кровью своей оплачивали, так как были людьми служивыми, - рассказывает Елена и проводит в один из дворов. – Давались участки только на время службы и по наследству не переходили, если сын по стопам отца-вояки не пошёл».

А вот постоянно во дворах жили дворники. Так называли ремесленников, торговцев – жителей города. Главным же был воевода, «житьё-бытьё» которого, по словам нашего проводника, было сложное.Как-то послали в Тулу на эту должность Ивана Вельяминова, «чтобы войный люд сюда не ходил, да зла не чинил».

Фото: АиФ/ Антонина Афанасьева

«Они меня раз за раз у съезжей избы встречают, хают на чём свет стоит, лают. Людей моих побили насмерть, храбрятся меня государева сына убить…», - возмущается «призрак» воеводы на крыльце своём.

Иван Яковлевич отбился, да в избе тогда спрятался. А после гонца к государю послал. Государь же Вельяминова отправил Венёвскую засеку строить.

…А в соседнем дворе всё тихо-мирно, тут «призраки» вдовы Бибиковой да сына её о делах насущных говорят, да песни печальные запевают о нелегкой судьбе своей.

Кнут без пряника

В сумерках группа продвигается к Никитской башне, и каждый замедляет шаг – из-за стен доносятся дикие вопли. Здесь в конце XVII — начале XVIII века находился пыточный застенок, куда водили подозреваемых на дознания. Свои «призраки» и здесь.

Внутри башни дыба – деревянная перекладина через которую перевешивали верёвку с петлёй на одном конце.

Фото: АиФ/ Антонина Афанасьева

«Человеку выворачивали руки, суставы выкручивали, вскоре, как правило, узник терял сознание. Его обливали водой и начинали допрос. Истязаемый в таком состоянии мог оговорить себя, соседа и кого угодно. Ещё одно орудие – плеть, состоящая из множества лоскутов – линьков. Отсюда, кстати, пошло выражение «подлинная правда», то есть истина, сказанная под ударами вот такого оружия. Линьки смачивали солёной водой и били. Но самым распространённым наказанием был кнут. Били всех. Обычно мужчинам давали 20-25 ударом, женщинам – 16-18. Кстати, такая казнь называлась торговой, так как, проходила при огромном стечении народа».

…Но не только пыточной всё-таки славится Никитская башня. Названа она по имени церкви во имя святого Великомученика Никиты.

Уникальна башня своей акустикой. Среди девяти башен тульского кремля, три – круглые, но особенный звук только в Никитской. Встав под купол и сказав что-то, можно ощутить вибрации тела и буквально наполниться звуком…

«Здесь признавались в любви, читали стихи, рассказывали байки», - делится Елена историями из личного экскурсионного опыта.

Сегодня здесь поют. Трогательно и пронзительно – о воинах, сынах, мужьях…

Под шлемом и с полбой

А в музее оружия в это время идут костюмированные экскурсии и мастер-классы по сборе-разборке массогабаритных макетов автоматов.

Посетители разгадывают мегакроссворд «150 лет Тульскому музею оружия: история и истории».

В одном из залов выпускник исторического факультета ТГПУ им. Л.Н. Толстого экскурсовод Виктор Савинов в образе участника специальной военной операции рассказывает о нюансах экипировки современных российских бойцов специальных подразделений разных силовых структур, об особенностях ведения боя в различных условиях и прочих премудростях военного дела.

«Мой дедушка – шахтёр из Горловки, отец родился там же, в Донбассе. Я – туляк, но всё, что происходит там, отзывается сегодня и болью за людей, которые живут под бомбёжками, и радостью, когда появляются новости, что наши войска освободили очередной населённый пункт на моей исторической родине, - рассказывает Виктор. - Тема оружия мне близка с детства, так как отец в прошлом – кадровый советский офицер».

Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Особым интересом посетителей пользуются экспозиции второго (от средневековья до первой мировой) и третьего (1914-1945 гг.) этажей.

Работники музея признают: в прошлом году ажиотаж был больше, люди шли активнее. Но и в этот раз в течение дня и «ночи музеев» тульский «шлем» принял более 7 тысяч посетителей.

В «Тульских древностях» участникам «Ночи музеев» рассказывают о традиционных русских женских головных уборах. Их в старину бытовало великое множество – каждый свидетельствовал о происхождении, достатке и социальном статусе своей владелицы.

Налобники, волосники, помакушечки, повойники. На интерактивной выставке 15 реплик головных уборов из разных уездов Тульской губернии, а также более 40 реплик шейных и нагрудных украшений, выполненных в различных техниках по этнографическим образцам. Посетителям показывают, как покрыть голову платком и разнообразные варианты ношения головных уборов.

В «Пространстве археология» на ул. Металлистов предлагают попробовать царский суп-юрму (смесь ухи и бульона из птицы), кашу из полбы, блины-гречишники. А для душевного тепла и хорошего настроения посетителям наливают древний сладкий напиток узвар из традиционных фруктов и заморских специй. Это любимый напиток медиков. Настолько он полезен.

Фото: Пресс-служба Государственного музея-заповедника "Куликово поле"

Интерес вызывает и лекция о человеке эпохи палеолита, и реконструкция средневековой одежды: мужчины примеряют доспехи, женщины плетут пояса и осваивают технику набойки.

Открыта здесь и публичная научная библиотека, насчитывающая более 14 000 томов. Гостям рассказывают о владельческой коллекции книг Щаповых, входящей в состав книжных фондов музея-заповедника «Куликово поле».

«Народу много. Только кухню уже посетили больше ста человек,- подводит первые итоги методист музея Елена Белякова. В «Ночь музеев» туляки и гости города-героя получили возможность на миг перенестись в прошлое.

«Она тебя ждёт»

В Выставочном зале открылась экспозиция предметов из частной коллекции художника, члена тульского отделения Союза художников России Михаила Левшина. Выставка «Среда обитания» состоит из двух частей.

В первой живописные работы тульских авторов: Бориса Вагина, Михаила Батова, Петра Овчинникова, Петра Кобякова. В основном это портреты их современников, написанных в стиле соцреализма.

С «Портретом женщины в чёрном» кисти Петра Овчинникова связана необычная и трогательная история. Он был написал в 1979 году. Петр Карпович запечатлел возлюбленную своего тогда ещё юного ученика Миши Левшина, когда пара заглянула к нему в изостудию.

«Эту девушку, как и саму картину, я больше не встречал, - поделился Левшин. – И только спустя 40 лет, когда я зашёл в антикварную лавку, меня окликнул владелец. Он указал на работу со словами: «Она тебя ждёт». Честно, я даже портрет не сразу узнал. Удивительно, что его никто не приобрёл: ведь потенциальных покупателей было достаточно».

Дополняют живописную часть работы самого художника. Они позволяют «прогуляться» по родному городу, увидеть здания, которые раньше располагались на ул. Металлистов, а также «заглянуть» в мастерскую к автору.

«Основная часть нашей жизни прошла в СССР, - подчеркивает Михаил Левшин. - Поэтому здесь выставил коллекции своих работ наш старый союз художников, начиная с пятидесятых годов. Это наши мастера, известные не только в Туле – Батов, Вагин. На выставке присутствует Кобяков, который когда-то учился вместе с Порфирием Крыловым, потом восстанавливал парк Богородицкого дворца и посвятил ему большую часть жизни».

Второй раздел выставки-предметы советского быта: книги, настольные игры, статуэтки, детские игрушки, посуду. Среди экспонатов – действующий патефон 1950-х гг. и игрушечный медведь дореволюционного времени.

А в музее Крылова, у которого в этом году есть повод отпраздновать целый ряд юбилейных дат, связанных с жизнью и творчеством художника, Михаил Левшин проводит мастер-класс. Главные герои рисунков - весенние цветы и яркая сирень, которую так любил Порфирий Крылов. Участники полностью погружаются в творческий и познавательный процесс. У тулячки Екатерины Федюковой и её двух дочек – два мольберта на троих.

Фото: АиФ/ Алексей Мурат

«Старшая ходит в художественную школу, а для меня и младшей это новый опыт. Очень интересный», - говорит она.

Льняная «паутина»

В небольшом зале Музея декоративно-прикладного искусства гости рассматривают старинные прялки, вологодское кружево, щепных птиц, шкатулки из кости мамонта и берестяные туески.

Вологодское кружево похоже на невесомую паутину. На одной работе - снежинки с геометрическими фигурами, на другой – растительные узоры. Каждый орнамент по-своему уникален.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

«Всё зависит не только от богатства фантазии, но и от золотых рук мастерицы. Чёткие правила кружевоплетения сложились в России в XVII-XVIII веках. Вплоть до начала XIX века рукоделием занимались дома. Потом в Вологде появилась первая фабрика, на которой трудились крепостные крестьянки. Несмотря на своё давнее появление, Вологодское кружево обрело особую популярность в конце XIX – начале XX века. Тогда эти изделия впервые попали в Европу, где очень быстро стали модными», - говорит первый заместитель генерального директора «Тульского музейного объединения» Марина Кузина.

Кстати, сокровище Русского севера очень похоже на Белёвские произведения искусства, но есть и отличия.

«Если Белёвское кружево плели из французского шёлка, то Вологодское – исключительно из льняных нитей. Видите, какое оно прочное и бархатное с виду? Сразу возникает ощущение домашнего тепла», - продолжает Кузина.

Вологодское кружево очень ценилось среди купчих. В северных регионах России оно считалось одним из самых востребованных элементов декора.

Бытовые предметы не только наполняли крестьянский дом уютом, но и оберегали его от нечисти. Одним из таких были резные прялки, считавшиеся символами плодородия и вечной гармонии бытия.

На выставке 28 прялок середины XIX века. Все они привезены из Архангельской, Вологодской, Ярославской областей и Поволжья.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Древнерусская прялка состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. Самые древние экземпляры вырубались из пня с корнем. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна.

Искусные мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, преподносили их в дар невестам, жёнам и дочерям. Богато украшенная резьбой или росписью, этот бытовой предмет всегда висел на видном месте. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.

Птицы счастья

На потолке висят хрупкие Щепные птицы, привезённые из Архангельской области. Их хвост и крылья с пёрышками вырезались из расщеплённой сосны, отчего эти хрупкие изделия и назывались «щепными».

«По поверьям щепная птица олицетворяла солнце и приносила в дом многие блага. Раньше такие поделки висели почти в каждом крестьянском доме в красном углу, над обеденным столом, напротив русской печи или над детской колыбелью», - рассказывает заведующая научно-просветительским отделом филиала «Музея декоративно-прикладного искусства» Виктория Киндышева.

Под птицами – три шкатулки с утончёнными узорами на одной из тёмно-зелёных витрин. Холмогорская резьба по кости – сочетание русской и западной культур, а также ещё один уникальный народный промысел родного севера.

Холмогоры - село в низовье Северной Двины, административный центр и крупнейший населённый пункт Холмогорского района Архангельской области. Считается родиной русского учёного-естествоиспытателя Михаила Ломоносова.

«Материалом для мастеров служит моржовая кость, кость домашнего скота, а также бивни мамонта. Бивни мамонта используются до сих пор и даже стали основным материалом для сегодняшних изделий холмогорских мастеров. Основными работами мастеров были не только шкатулки, но и гребни, браслеты, табакерки», - продолжает специалист.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Работы серверных резчиков настолько ценились, что одни выставлялись в Оружейной палате в Москве, а другие – переходили к царским особам.

Завершающий штрих выставки – берестяные корзинки-туески, выполнявшие в древности роль современных термосов. Предки клали в них соль, соления, молоко, масло, сметану и творог. Скоропортящиеся продукты, как правило, хранились в такой корзинке долго, а некоторые овощи даже приобретали особый терпкий аромат.

«Туес поражает простотой и мудростью конструкции. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остаётся небольшая воздушная изоляционная прослойка. Внутренняя стенка удерживает жидкость. Для изготовления туеса нужен сколотень — снятый со ствола целиковый кусок бересты. Его заготавливают специально, в определённое время года. Нужен немалый опыт для того, чтобы случайно не навредить дерев», - отмечает Виктория Киндышева.

Наружная стенка предназначена для декора, из-за чего её называют рубашкой. Рубашку украшали яркой и сочной росписью или прорезным кружевным орнаментом или тиснением. Иногда вплетались и полоски бересты. Интересно, что такая корзинка собиралась без гвоздей и клея.

Особым качеством исполнения отличаются изделия с реки Уфтюги и окрестностей Красноборска. Именно в этом районе существовал до недавнего времени туесовый промысел. Для классических туесков обязательны дискообразные крышки с донышками, а также деревянные ручки-дужки.

Мы коротко рассказали сегодня всего лишь о нескольких музеях и экспозициях. А в нашей области их без малого 200. И этот кладезь для интеллекта и души всегда открыт для пытливого, не равнодушного и не ленного ума.