Дыхание средневековья. О «жизни» волынки, рыцарской чести и труде

Илья Куренков / Из личного архива

Играет на волынке, солирует в фолк-проекте «LaVerden», снимает видеоролики и руководит театром средневековой сказки «Гильдия клинков». На вопрос, кем он в первую очередь себя считает, отвечает «продюсер», но с оговоркой - «молодой». Всё это гость tula.aif.ru – реконструктор Илья Куренков.

   
   

Всё начлаось с «Пришелеца»

Антонина Афанасьева, tula.aif.ru: Твоя жизнь связана с реконструкцией уже 20 лет. Не надоело?

Илья Куренков: Если ты в этом находишься столько времени, значит, это твоё и надоесть не может. Всё началось в детстве, после лихих 90-х. Я увидел фильм «Пришелец» с Жаном Рено. Там рыцарь попадает в современный мир. Картинка воина на коне меня буквально ошарашила, я «провалился» и понял - «хочу также». Мне повезло: я попал к выдающемуся педагогу – Илье Петрухину. Это мой второй отец. Из оголтелого подростка с гопничекими повадками он выбил всю дурь и сделал рыцарем. 

Для любого учителя важно гореть своим делом, любить и свою профессию, и детей.

Большой талант – так увлекать за собой подростков, вдохновлять их и не заставлять ходить на занятия, а вести за собой. Для любого учителя важно гореть своим делом, любить и свою профессию, и детей. Преподносить обучение так, чтобы ребёнку было интересно и любопытно – это самые важные критерии. Это важно и для общего образования, и для любого дополнительного – будь то танцы, театр, музыка или что-то ещё.

Что же касается реконструкции, то это огромная работа и труд. Не на словах, а на практике. Мы изучаем прикладную историю, находки, архивы, чтобы в дальнейшем воссоздать средневековый доспех, меч или костюм крестьянина. Всё это делается по определённым канонам. 

Данбург, 2021. Рыцарский фестиваль в Липецкой области. Фото: Из личного архива/ Илья Куренков

Ах, эти мифы

- Правда, что, если рыцарь упадёт в доспехах, то уже не встанет?

- Зачем нужен доспех, в котором ты не можешь двигаться? Это всё миф, конечно. Доспехи весят примерно 25-30 кг, но созданы так, чтобы ты мог не только встать в нём, но ещё и прыгать, кувыркаться и уворачиваться от ударов. Это твоя вторая кожа. Важно, чтобы в нём было удобно, он должен повторять движения твоего тела и быть подвижным, поэтому они делаются индивидуально под каждого.

   
   

Кстати, доспех держит своего обладателя в форме. Внутри находится кираса - жёсткий корсет, повторяющий формы. Поэтому, если располнеешь, в доспех не влезешь. 

Зачем нужен доспех, в котором ты не можешь двигаться? Фото: АиФ/ Кирилл Романов

- Серьёзное мужское развлечение…

- К слову, рыцарский турнир никогда не был развлечением для толпы. Это репетиция войны и отдых для дворян. То есть на бой выходили знатные люди, а зрителей просто пускали на трибуны. Не стоит путать это с гладиаторскими боями. В средние века рыцари спокойно могли прервать турнир, пойти пообедать и продолжить его на следующий день. 

- А как же романтические истории о защите чести прекрасной дамы?

- Правила турнира действительно подчинялись кодексу чести. Но в то время это понятие имело несколько иное значение, чем то, что мы вкладываем в него сейчас. 

 Во-первых, прекрасная дама и жена могли быть совершенно разными женщинами. Во-вторых, честь и жизнь крестьян рыцарей не волновала. Они могли во время похода сжечь десятки деревень и не считать это бесчестным. Когда рыцарские отряды приходили в сёла, их слуги там мародёрничали лишь бы накормить и разместить хозяев поудобнее. Идеализация тех времён – задача режиссёров фильмов, мы же стараемся докопаться до сути и выяснить, как же было по-настоящему.

До появления Наполеона у европейцев вообще не было национального сознания. Они воевали не за государство и страну, а за своего хозяина, перед которым надо выслужиться.

Есть выбор

- Чему же сейчас молодые люди могут научиться, воссоздавая тогдашнюю жизнь?

- В первую очередь труду. Реконструкция даёт право выбора. С одной стороны, ты можешь изучить литературу, овладеть ремеслом, чтобы сшить себе костюм или выковать меч, или же ты можешь пойти работать, чтобы заказать необходимый тебе элемент.

Во-вторых, она учит думать не шаблонами и делать свои выводы. Прикладная история даёт возможность самому понять, как жили люди, какими принципами и идеалами руководствовались. Ты учишься анализировать, оценивать, размышлять. 

Реконструкция даёт право выбора.

Ну и в-третьих, по моему абсолютно субъективному мнению, реконструкция воспитывает вкус, потому что для меня всё, что делалось в Средневековье – априори красиво – будь то украшение, элемент одежды, посуда, оружие. Всё детально продумано, скрупулёзно и точно подобрано – по цветам, форме, конструкциям. 

А ещё, переносясь в то время, ты ощущаешь внутреннюю свободу. Только представьте, что банковский работник или начальник завода на несколько дней уезжает на фестиваль, переоблачается в костюм нищего, калеки или обычного крестьянина и проживает ту жизнь. Если человек может позволить себе быть другим, значит, он расширяет свои границы и силён духом.

Очередной «провал»

- Кроме доспехов, мечей и арбалетов у тебя дома имеется и несколько волынок, на которых ты играешь. У этого увлечения реконструкторские корни?

- Я закончил участвовать в боях по состоянию здоровья лет в 21 год. И вновь по телевизору наткнулся на концерт мировой фолк-группы. Снова «провалился». Я услышал, как «дышит» Средневековье.

Сразу скажу, что волынка – дорогое увлечение, но я решил, что если я хочу играть профессионально, то надо раскошелиться. Начал копить. Волынку заказал в Испании, и когда она пришла, сразу же распаковал, попытался издать звук, а получился вопль дикой кошки. Ещё три месяца самостоятельно учился играть.

Ночь музее - 2021. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В отличие от многих других инструментов, волынка живёт своей жить. Пока сдуваются меха, она фактически «говорит» с тобой.

Сейчас у меня пять волынок, и каждая - особенная. Под определённую программу – своя. Если мы играем рок, то беру ту, что громче и массивнее. На акустических концертах использую более мягкую, певучую, камерную. Для создания атмосферы средневековья беру более гнусавую.

Средневековый квартал

- Рыцарские бои, фолк-музыка, фестивали – откуда на всё берутся силы?

- В год пандемии было непросто, тем более что у меня был ковид, и проходила болезнь с осложнениями. Не было выступлений, концертов, регионы закрыты, самоизоляция давалась тяжело. И всё же я как-то сел в кресло и понял, что нахожусь на своём месте и менять ничего не хочу – лишь развиваться в выбранном направлении. 

Я уверен, что всё, что нам даётся, в итоге – это то, чего мы достойны. Нет денег, людей, других ресурсов? Значит, пока достаточно того, что есть.

И в итоге, не смотря ни на что наш театр средневековой сказки «Гильдия клинков» востребован сейчас. Все майские праздники наши шатры работали для туляков в Кремле. Там чеканили моменты, стреляли из арбалетов, метали топоры, учились ремёслам.

Этим летом у нас планы организовать в центре города, также на набережной целый средневековый квартал. 

 

Есть много фестивалей. Посвящённых реконструкции, но нет посвящённых реконструкторам. Мы хотим это исправить. То есть по нашей задумке на большой территории будут размещаться разные тульские клубы. В одной стороне будут располагаться викинги, с другой – представители средневековой Европы, с третьей – Древняя Русь. Человек сможет зайти в каждый шатёр, познакомиться с историей, посмотреть на разные культуры и сравнить их, узнать, кто же такой реконстркутор и что он делает.

Это будет эксперимент, но мы надеемся, что он станет традицией.