Новый главный режиссёр Тульского театра кукол Юрий Богородицкий представил свой дебютный спектакль на сцене детского театра. Однако постановка адресована не маленькому зрителю, а взрослому, и совсем она не кукольная.
Универсалы
Репертуар тульского кукольного пополнил спектакль «Медведь» по одноимённой пьесе А. П. Чехова. Что и говорить, шаг смелый и одновременно традиционный. Смелый потому что автор серьёзный, а традиционный по причине наличия опыта в этом направлении, ведь в последние несколько десятилетий театр неоднократно выпускал спектакли, как теперь принято говорить, для публики 18+. Это постановки и с куклами, и без них.
«Однако театр своей специфики вовсе не теряет и остаётся детским кукольным. Это было и есть главным направлением, - поясняет Юрий Богородицкий. - Просто у артистов есть достаточный резерв, позволяющий реализовываться и в драматических спектаклях для взрослых. Почему бы это не использовать?»
У Антона Павловича жанр произведения обозначен как «шутка в одном действии». В тульском кукольном «Медведь» также будет идти в одном действии, только режиссёр назвал свою постановку иначе - комедией. Хотя содержание событий, выписанных в первоисточнике, на первый взгляд, несколько далеки от комедийных.
«Есть» его по чуть-чуть
После смерти мужа помещица Елена Ивановна Попова замкнулась в скорби и горестных переживаниях, став затворницей. Она дала себе клятву до самой могилы не снимать траура и не видеть света. И никакие увещевания её лакея Луки, призывающего молодую и красивую хозяйку не хоронить себя заживо, на неё не действовали.
Метаморфозы начинаются с приездом к Поповой хозяина соседнего поместья Григория Степановича Смирнова, требующего немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны. При этом он настолько эмоционален, что в доме всё рушит и ломает. Помещица в связи с отъездом приказчика по делам просит подождать пару дней и называет гостя невоспитанным грубияном и медведем. Получив отказ, помещик вызывает вдову на дуэль. К удивлению, Попова принимает вызов, приносит пистолеты при этом ещё и просит Смирнова научить её стрелять.
Он никогда не видел таких решительных женщин. От её цельной и твёрдой натуры, перед которой Смирнов оказывается бессилен, он одновременно приходит и в восторг, и в бешенство. Во втором случае от того, что не смог побороть её характер. В возникшем конфликте они понимают, что нужны друг другу. История заканчивается долгим поцелуем. При этом, Смирнов и не думал, что Попова так его закрутит, что он так растеряется и в итоге влюбится.«Идея поставить Чехова у меня всюжизненная, - говорит режиссёр. - А выбрал одноактную пьесу вместо больших произведений Чехова - «Три сестры» «Вишнёвый сад» и других его шедевров, потому что к ним надо внутренне прийти, нужно понять, что я хочу, ставя эти пьесы. Как и любой вкусный материал, чеховские творения нужно «есть» по чуть-чуть. Попробовал малость - понял, что вкусненько, значит можно ещё больше попробовать - тоже оказалось вкусненько. Так постепенно и надо идти от малого к большому. А если сразу всё хапнуть, то можно подавиться. В «Медведе» мне понятна тема - тема одиноких людей. Но одиночество не может быть постоянным, всё равно люди должны быть вместе, утверждает автор. И я этой мысли следовал при создании спектакля, актёры мне помогали. Мне было крайне интересно работать».
Уйди, ковид!
Режиссёр решил не замыкать действие в границах достаточно небольшой сценической площадки и расширил пространство за счёт некоторых приёмов. Так, к примеру, Смирнов заходит в гостиную Поповой, которая на сцене, не из-за кулис, что было бы ожидаемым, а через центральный вход зрительного зала. Проходка мимо рядов колоритного эмоционально возбуждённого персонажа добавляет живости в происходящее.
Что же касается комедийной направленности, то смешные ситуации в этой истории заложены Чеховым изначально. Некоторые комические детали не были заранее продуманы ни постановщиком, ни исполнителями. Они рождались в процессе репетиций.
Примечательно, что для кукольников, чаще играющих детские спектакли, состоящие из простых и коротких реплик, никаких сложностей с запоминанием объёмистого текста в работе над «Медведем» не возникало.
Оформила спектакль художник-постановщик Тульского театра кукол Надежда Ванина. Ей удалось смоделировать в одну целую картинку одновременно и бытовую составляющую декораций и окружающий пейзаж усадьбы. Музыку написал местный композитор Алексей Симоновский.
Премьера намечена на сентябрь, если конечно позволит эпидемиологическая обстановка. Так же в ближайшее время приглашённые режиссёры из Санкт-Петербурга Николай Боровков и Станислав Мозговой начнут работу над «Гулливером» и «Щелкунчиком», и зрители увидят классические сказки уже предстоящей осенью. В планах Юрия Богородицкого - масштабная постановка кукольного спектакля для детей с максимальным привлечением всех артистов труппы.