29 апреля в Музее купеческого быта в поселке Епифань, филиале Государственного музея-заповедника «Куликово поле» откроется выставка «Читайте рушники!». На ней будут показаны самые любопытные экземпляры рушников из коллекции музея. Всего же их в запасниках насчитывается более 2000. Накануне открытия экспозиции Tula.aif.ru пообщался с куратором выставки Еленой Гончаровой, сотрудником экспозиционно-выставочного отдела и узнал, чем так интересны старинные полотнища с вышивкой.
От слова «рушить»
Слово «рушник» очень похоже на слово «рука». Поэтому, кажется, будто одно произошло от другого – ведь рушник так похож на полотенце, наверняка им вытирали руки?
«Это не так, – рассказывает Елена, – ткань для вытирания рук называли по-другому: полотенцем, рукотеркой, утиркой и даже ручником, но не рушником. Изначально рушник – это оторванный кусок ткани, который украшали вышивкой и использовали в ритуалах и обрядах».
Слово рушник имеет в себе корень «руш», «рух». В словаре Фасмера «рушить» – ломать, рвать, то есть рушник – оторванный кусок ткани, отрез. В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих простыню, рубашку, одежду – рухо, рухлядь. Они несут семантику нарушения целостности сотканного полотна. Почему же рвали, а не резали? Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножей и ножниц. В период неолита (новый каменный век) одежду кроили, сделав надрез острым камнем, ракушкой или щепкой, и далее рвали ткань руками. До сих пор именно этим способом работают с тонким ситцем некоторые продавцы и портные.Произведение из четырех частей
Длинный и узкий рушник – иногда он достигал в длину до 3 метров, – имеет определенные части. В середине он остается без декора. А на богато украшенных концах мастерицы воплощали 4 фрагмента узора, каждый со своим значением и смыслом. Изображение занимало примерно две трети полотнища.
«В самом низу можно увидеть «Зачин», начало вышивки, он мог быть обозначен узенькой полоской. Далее шла «Земля». Рисунок вышивался по сравнению с зачином большего объема, земля-кормилица, она дает богатство. Здесь часто использовался растительный орнамент.
Третья часть «Дом», красивый и высокий, он показывает достаток и мастерство рукодельницы. Финал композиции – «Венец». Вышивался особенно богато. Олицетворял то, к чему стремишься в жизни», – рассказывает куратор выставки.
Низ полотнища украшался кружевом, связанным крючком или в технике филейного вязания. Вышивка и кружево должны быть «родней», гармонично сочетаться друг с другом.
Неумение читать или заговор на удачу?
На выставке представлено множество рушников с надписями. И посетители наверняка обратят внимание на то, что во многих из них вкрались ошибки. Где-то пропущены или перевернуты вниз головой буквы, где-то они не на своих местах. Одна из причин тому – многие вышивальщицы не умели читать. А буквы воспринимали как элемент декора, произвольно меняли его.
«Случалось, что в текст вносились дополнительные слоги, не имевшие смыслового значения, или, напротив, фраза обрывалась на полуслове, поскольку именно такое количество знаков требовала композиция орнамента или ширина полотнища», – продолжает Елена Гончарова.
Еще одна причина ошибок – сакральный умысел. Ошибки допускались намеренно, с целью «запутать» злые силы.
Узоры для рушников как способ продвижения… мыла
Красивые узоры мастерицы копировали друг у друга. А с развитием печати стали появляться сборники и альбомы для вышивальщиц, в которых можно было найти добрые пожелания, поговорки, слова из песен для украшения рушников.
«Любопытно, что схемы для вышивки печатали на обертках для дешевого мыла парфюмерной фабрики «Брокар и К.» (1864-1917 гг.). Парфюмерная фабрика «Ралле и К.» тоже печатала узоры для вышивки на обертках для мыла. Все это делалось с целью повышения спроса на изделия», – рассказывает куратор Елена Гончарова.
На родах, на свадьбе, на проводах в армию
Применение рушников в быту было широчайшим. Их использовали как оберег. Например, в случае болезни ребенка мать изготовляла «обетные» полотнища и дарила церкви для икон Богородицы Покровы.
Рушниками завешивали окна и углы от злых духов, когда освящали хату или справляли поминки – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома.
С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на полотнище со специальным рисунком принимали новорожденного. Рушник до сих пор часто используют на свадьбе, подавая на нем хлеб-соль молодым. В старину же ритуальное полотенце становилось символом родительского благословения и бережно хранилось, передаваясь из поколения в поколение.
Рушник, а иногда и не один, брали с собой в дорогу те, кто ехал на заработки, и все, кто надолго отлучался от родного дома. Отрез ткани был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти про родной дом.
«На проводах в армию рушниками с головы до ног обвешивали молодых парней, желая этим самым счастливой службы и благополучного возвращения.
Во время похорон полотнище становилось символом перехода человека в другой мир, олицетворяя дорогу жизни, с началом, серединой и концом», – завершает беседу Елена.
Рушники с надписями, пасхальные и именинные, простые для умывания и свадебные, любовные и с дарственными надписями можно увидеть на экспозиции «Читайте рушники» в Епифани. Выставка продлится до 2025 года.