Чарт с нами. И. Брыкова об этнической музыке и сохранении культур

Алена Ярошенко / Из личного архива

Тула — самое место для такого невиданного доселе события, уверена один из организаторов проходящей у нас конференции Первого Российского чарта по фольклорной и этнической музыке Ирина Брыкова.

   
   

Никакой политики

Олег Бондарь, tula.aif.ru: — Ирина, так что же это такое — Первый Российский чарт по фольклорной и этнической музыке?

Ирина Брыкова: — Это онлайн-площадка, на которой панелисты из разных стран (журналисты и профессиональные музыканты) в течение года оценивают аудиоальбомы, присылаемые различными этномузыкантами нашей многонациональной России, пишут рецензии, дают рекомендации. А самая главная привилегия участников в том, что их музыка включается в ротацию различных радиостанций по всему миру. То есть люди заявляют о себе в буквальном смысле во всеуслышание.

Чарт объединяет 16 стран, в том числе США, Германию, Испанию, Италию, Великобританию, Австралию, Норвегию, Чехию, Бельгию и так далее, а также дружественную нам Сербию. А вообще, мы даже не поднимаем тему политики и могу абсолютно точно заявить, что этноискусство выше всего этого, то есть вне политики. Это факт.

Фото: Из личного архива/ АНО «Этно-МЫ»

«Музыка участников этно-конференции включается в ротацию различных радиостанций мира»

Чарт достаточно молодой, он существует только третий год, поэтому каких-то участников находим мы, а какие-то находят нас сами, ведь в мировом профессиональном сообществе подобная информация распространяется быстро. А все диалоги, в том числе и с панелистами, ведёт организатор и идейный вдохновитель чарта — российский журналист Дарьяна Антипова, которая очень хорошо владеет английским языком.

А непосредственно на самой этно-конференции, которая проходит в Туле, помимо концертов, предусмотрено и общение с международными спикерами — с некоторыми онлайн, а некоторые приехали и офлайн обучают участников процессу выпуска альбомов и их продвижению в России и за рубежом. Они дают комплексную информацию, которую очень тяжело собрать воедино, особенно начинающим музыкантам.

   
   

И ещё важно: Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Частушки в жанре техно

— Вот вы фольклорист, но не поверю, если скажете (как водится в подобных случаях), что с пелёнок увлечены только народной музыкой и больше знать ничего не желаете...

— Нет, почему же, я очень современная и люблю музыку разную, но изучаю именно фольклор и, действительно, с самого детства. В пять лет я пришла в ансамбль «Ладушки» и до сих пор в нём. С этой музыкой я взрослела и понимала, что хочу связать свою жизнь именно с ней. А так люблю соул, то есть более спокойные ритмы, а иногда, наоборот, хочется послушать что-то электронное, например, техно, хаус или драм-н-бейс. Нравится всё, что хорошо и качественно сделано.

— Так почему же именно фольклор у вас в особой чести?

— Ну не только он, а ещё и этно, и фолк... Конечно же, всё это рядом, но, тем не менее, не одно и то же. А вообще, делать какие-то чёткие жанровые определения музыки — занятие неблагодарное. Каждый самобытный исполнитель — это уже сам по себе отдельный жанр, потому что идёт своим путём и совмещает в себе то, что может быть несвойственно другим.

А фольклор интересен, и не только мне, прежде всего непревзойдённой и проверенной временем мудростью, которая заложена в каждой песне. А ещё — общением с носителями этого творчества.

— Фольклор ассоциируется прежде всего с деревней, бабушками в платочках, дедушками с баянами и так далее...

— Ну, так ведь это же не совсем так. И этническая музыка тому доказательство, а нынешняя конференция ещё и наглядно демонстрирует, насколько это может быть современно. Вот и наша тульский проект Runa Project возник из понимания того, как удачно может сочетаться фольклор с ритмами техно. Такую музыку и играем. И таких исполнителей, которые доказывают, что фольклор может быть модным и стильным, у нас достаточно много. Так что от прямого ассоциирования фольклора только с деревней пора уже уходить.

А не замахнуться ли нам...

— Так почему же именно Тула?

— Организаторы выбирали между двумя городами — Москвой и Тулой. Последняя перевесила. И вообще, мне кажется, что очень скоро наш город вполне сможет побороться за звание культурной столицы. А почему бы и нет? Ведь у нас по этой части масса интересных событий происходит. Ну, правда, Тула — очень богатый на музыкальную культуру город. А фольклор в области любят и он развивается.

Фото: Из личного архива/ АНО «Этно-МЫ»

Это видно по различным коллективам народников — детским, молодёжным, профессиональным. В таком количестве и качестве не в каждом городе они есть.

Тульский фольклор самобытный и его знают в России. Когда наши коллективы приезжают на какой-нибудь конкурс или фестиваль, все воспринимают их, как очень серьёзных конкурентов. У нас очень высокая планка, именно поэтому появляются и этнические коллективы.

— И что в этом плане всё у нас так уж бело и пушисто?

— Не совсем. Недостаточно коллективов, которые сохраняют районную самобытность фольклора — локальные какие-то особенности и традиции. А сохранять, поверьте, есть что. Но очень многое, мягко говоря, из-за недостаточного внимания предавалось забвению и, к сожалению, восстановить это теперь уже крайне сложно. К примеру, ещё до недавнего времени в Чернском районе были такие сёстры Пронины. Сейчас их нет. Но никто при жизни бабушек традицию их самобытного вокала не перенял, хотя сделать это было можно.

Но при всём при том есть фольклорные ансамбли, которые несмотря ни на что хотят изучать и изучают эту сторону нашей истории. Могу привести пример ансамбля «Вереница», творчество которого основано на исследовании песенных традиций Ясной Поляны. Ещё был студенческий коллектив, который в прошлом году представил программу с верхнеокскими песнями. Своя специфика народного музыкального творчества была в Волово. Это так называемые страдания с ладошами, когда поют и танцуют руки. В Богородицке, знаю, сохранением местных традиций занимался певческий коллектив бабушек. 

 В Спасском-Лутовинове Андрей Мельников со своим ансамблем очень бережно относится к изучению и сценическому воплощению обрядов, народных праздников и песен.

В этих случаях можно говорить, что коллективы пытаются сохранить определённую этнографическую идентичность, но больше ярких примеров исследований в этой области привести, пожалуй, не смогу. А поле деятельности для этого, думаю, всегда можно определить. Нужно только углубляться и изучать, ведь песни и танцы отображали философию жизни народа именно той местности, в которой они зарождались и процветали.

В этой связи респект участникам нашей этно-конференции, которые в равной степени увлечены созданием новинок фолк-музыки и сохранением уникальностей своих национальных культур.

Досье
Ирина Брыкова. Родилась 30 октября 1989 года в Киреевском районе. Окончила Тульский колледж искусств им. А.С. Даргомыжского, Московский государственный институт культуры и филиал РАНХиГС. Работает в музыкальной школе п. Шварцевский. Преподаватель высшей категории. Руководитель фольклорного ансамбля «Ладушки» Тульской филармонии и солистка группы Runa Project. Активно популяризирует традиционную культуру. Организатор молодёжных проектов в Туле и соорганизатор Первого Российского чарта по фольклорной и этнической музыке.