Южноафриканский предприниматель, инженер, политик и путешественник Эррол Маск уже во второй раз прилетает в Россию. Из Москвы он направился в древний Суздаль. Tula.aif.ru нашли его экскурсовода в городе-музее. Её зовут Екатерина Орёл.
Ничего не знала о нём
Алексей Мурат, tula.aif.ru: Екатерина, как получилось, что экскурсию по Суздалю для Эррола Маска вели именно вы?
Екатерина Орёл: Для меня это стало полной неожиданностью, тем более за два десятка лет работы в этой сфере мне, честно говоря, ни разу не приходилось сталкиваться ни с российскими, ни с иностранными знаменитостями, которые часто приезжают в Суздаль. Позвонила моя коллега: давай, срочно собирайся, потому что сегодня приезжает папа Илона Маска.
Я, конечно, была в шоке, я не поверила ей. Почему она ко мне обратилась? Ну, наверное, потому что, как она мне сама объяснила, она меня давно и хорошо знает, и, видимо, сочла уровень моего владения английским языком достаточным для такой работы. Через два часа я уже вела экскурсию для Эррола Маска. И успела провести по городу своих первых в этот день туристов, наших соотечественников, так как считала неправильным отказать им вот так перед самой встречей. Да, программа для них оказалась чуть короче, но ненамного.
А потом без перерыва фактически прибежала в «Пушкарскую слободу», откуда начиналась экскурсия для Маска.
— А какое-то представление об Эрроле до этого момента у вас уже было?
— О сыне, конечно, знала, но вот об отце ничего. Только перед самой встречей буквально набегу что-то посмотрела, получила какое-то представление. Надо было хотя бы увидеть, как он выглядит, и тут же нашла видео, чтобы послушать, как он будет разговаривать.
Он объехал много стран
— Трудностей в коммуникации не возникло?
— Никакого барьера не было, потому что, мне кажется, он как человек достаточно интеллигентный, старался говорить не очень бегло. Понимал, что его слушают не носители языка, поэтому он подстраивался — это чувствовалось. В принципе, наверное, 95% из того, что он рассказывал, было понятно за исключением каких-то отдельных фраз.
Что касается, насколько наш гость был погружен в нашу русскую действительность, то он всё это время постоянно повторял, в каком он восторге от России, особенно после его маленького путешествия по Суздалю.
Кстати, когда мы сидели в ресторане, у нас был небольшой перерыв, и он там признался, что за всю свою жизнь, а ему 79 лет, посетил очень много стран — знатный путешественник — и нигде, ни в одной стране мира не чувствовал такой связи, как с русскими людьми. С ним был российский переводчик Арсен, и Маск рассказал, что когда познакомился с ним, у него возникло ощущение, будто они знают друг друга много лет.
— А что вы успели ему показать в Суздале?
— Мало, что успели, на самом деле, потому что, как только началась экскурсия, он сразу начал мне тихонечко говорить, что очень устал, так как до нашей программы у него было часовое интервью. Так что сама экскурсия длилась максимум час. Сначала мы прогулялись по Кремлю, он очень плохо слушал, в основном хотел просто фотографироваться и любоваться окрестностями. Фотографировал, восхищался: «Как всё красиво!».
Часть маршрута, кстати, прошла в конной повозке.
И не раз бороздил океан
— То есть, рассказ о городе, его истории и достопримечательностях был таким фоном просто...
— Пожалуй, да. Наверное, какое-то время я будто бы заставляла его слушать, но в определённый момент просто перестала рассказывать о городе. Ему явно хотелось больше поговорить о бытовых вещах, о жизни. Наверное, чтобы глубже погрузиться в нашу действительность, лучше понять, скажем так.
Спросил, родилась ли я здесь или нет, русская ли я. Ему казалось, что очень на европейку похожа. А потом он рассказывал о себе, своей жизни, путешествиях. Как он плавал через всю Атлантику до Южной Америки на лодке, как шесть раз ходил по океану до Индии, потом добрался до Гибралтара, перешёл в Средиземное море. И очень много историй рассказал, о том, как приходилось выживать без еды, какие опасности его подстерегали в пути.
— Чья была идея насчёт поездки в Суздаль для Эррола Маска?
— Вот этого не знаю. Но известно, что от нас он отправился в Казань.
Родственник из Мариуполя подначил
— А как вы стали экскурсоводом?
— Училась на переводчика. Мне было лет 16-17, когда в Суздаль приехал мой родственник из Мариуполя и попросил, провести для него экскурсию по городу.
И тут мы оба поняли, что я почти ничего не знаю про свой родной город. Он меня за это пожурил, ситуация задела меня за живое. Родственник пообещал приехать через год и взял с меня слово, что я расскажу ему про основные достопримечательности Суздаля.
Я стала активно готовиться, читать. И тут встречаю свою бывшую одноклассницу, которая мне сказала, что в музее ведётся набор на обучение экскурсоводов. Я побежала в музей, всё как-то закрутилось. В итоге стала сначала работать внештатным сотрудником, а потом уже после получения диплома меня пригласили в штат. Им срочно нужен был гид именно со знанием английского языка. В последние годы работаю как частный экскурсовод. Всего же порядка 20 лет в профессии.