​Новый центр притяжения. Под Тулой прошел фестиваль «ДаргоФест»

Олег Бондарь / АиФ в Туле

«ДаргоФест» стал первым в России фестивалем, посвящённым реформатору русской оперы А.С. Даргомыжскому. Праздник прошёл на малой родине композитора в Арсеньевском районе. Подробнее — в материале tula.aif.ru.

   
   

Первый блин не комом

Фестиваль искусств имени Даргомыжского зародился и прошёл под эгидой масштабного культурно-просветительского проекта «Музейное лето в Туле» и стал новой точкой на туристической карте региона. Отныне фестиваль у родового места крупнейшего представителя русской классической музыки будет проводиться ежегодно и собирать вокруг себя тысячи почитателей творчества великого композитора.

Гостей и участников первого фестиваля от имени временно исполняющего обязанности губернатора Тульской области Дмитрия Миляева приветствовала заместитель председателя правительства региона Ольга Гремякова.

«В маленьком посёлке Арсеньево большое культурное событие — фестиваль искусств „ДаргоФест“. Он призван способствовать развитию разных жанров искусства, культуры и народного творчества, популяризации наследия нашего именитого земляка — Александра Даргомыжского. Рада, что в фестивале принимает участие большое количество молодёжи и семей с детьми», — сказала Ольга Гремякова.

Зампред правительства подчеркнула, что нацпроект «Культура» открывает новые возможности для прикосновения к большому искусству, в том числе в малых городах России и в нашем регионе в частности.

Для гостей фестиваля организовали трансфер из Тулы и к месту проведения праздника люди прибывали на комфортабельных автобусах. По некоторым подсчётам, «ДаргоФест» посетили более тысячи человек.

Но фактически церемония открытия началась несколько раньше и не в Арсеньево, а в километрах десяти от посёлка — у деревни Дорогомыжка, где установлена стела в честь композитора.

   
   

«Здесь Александр Сергеевич Даргомыжский родился. И пусть он жил, учился и творил в Петербурге, корни его рода именно здесь. Сам композитор всю свою жизнь понимал и осознавал, где его малая родина. Понимаем и мы, что это место одухотворено его именем», — сказала, возлагая цветы к стеле министр культуры региона Татьяна Рыбкина.

Она отметила, что имение Ладыженских, где в феврале 1813 года появился на свет композитор, до сегодняшних дней не сохранилось, но есть территория с ухоженной стелой, где всегда появляются живые цветы.

Фото: АиФ в Туле/ Олег Бондарь

Вернём Даргомыжскому дом

Тема получила продолжение непосредственно на фестивале в Арсеньево, где частью обширной программы стал ремесленный перформанс «Вернём Даргомыжскому дом». Студенты отделения живописи Тульского колледжа искусств приглашали гостей внести вклад в «реконструирование» дома семьи Даргомыжского с помощью... вышивки на огромном полотне.

«Рисунок на ткань нанесён уже изначально, а мы предлагаем участникам с помощью иголки и цветных ниток „пройтись“ по разметке и сделать вышивку на определённом участке полотна, — поясняет будущий художник Ульяна Бобровская. — Желающих приобщиться очень много».

А учащиеся Первомайской детской школы искусств устроили галерею проектов «Дом Даргомыжского» и, говорят, может быть одному из них когда-нибудь и будет суждено воплотиться в жизнь.

Фото: АиФ в Туле/ Олег Бондарь

«Было творческое задание, подготовлено более двадцати проектов. Здесь и графика, и живопись, то есть разные варианты, — рассказывает преподаватель учреждения Екатерина Чернышёва. — Как выглядел этот дом, никто не знает, ведь не сохранилось ни фотографий, ни других изображений. Работала исключительно фантазия наших учащихся. В профессиональном смысле, для них это развивающее задание, а в глобальном — мы таким образом вносим и свою лепту в идею воссоздания дома композитора».

Ещё одну локацию, где творческий процесс наладили студенты и преподаватели отделения живописи Тульского колледжа искусств, назвали в честь оперы Даргомыжского «Русалка». Всем желающим предлагали нарисовать главную героиню произведения при помощи кистей и красок на мольберте, где изначально уже был обозначен базовый визуальный материал. Судя по конечному результату, неталантливых живописцев среди участников пленэра не оказалось — русалка на всех изображениях угадывалась без особого труда. Свои работы авторы могли взять с собой на память.

Музыка нас связала

Но основой фестиваля на родине композитора стала, безусловно, музыкальная часть программы. Творческие коллективы Тульского колледжа искусств имени Даргомыжского представили на площади традиционные русские песни и народные игры первой четверти XIX века, а на главной сцене — вокальные произведения композитора разных периодов творчества, исполнение которых на его родной земле придавало какой-то особый, возвышенный смысл и концерту, и всему фестивалю.

Фото: АиФ в Туле/ Олег Бондарь

«Это замечательно, что появился такой фестиваль, замечательно, что именно на малой родине Даргомыжского и замечательно, что мы сюда приехали, — говорит преподаватель музыкальной дисциплины Тульского колледжа искусств им А.С. Даргомыжского Елена Степнова. — Многие студенты, да и преподаватели тоже, скорее всего, никогда здесь не бывали. Теперь же у них появилась возможность знакомиться с творчеством нашего великого земляка не только на теоретических уроках, но и непосредственно на его родной земле, что даёт полноту ощущений и ни с чем не сравнимый эмоциональный заряд».

Главным же событием «ДаргоФеста» стало концертное исполнение первого действия одного из самых значительных произведений наследия А.С. Даргомыжского — оперы «Русалка» по незаконченной драматической поэме А.С. Пушкина в постановке артиста театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова Анджея Белецкого. Представление подготовлено при участии Тульского государственного хора и других творческих коллективов региона, а также солистов московских музыкальных театров. В том числе Государственного академического Большого театра России. Сам автор постановки исполнил на сцене роль Александра Даргомыжского.

«Рождение этого фестиваля — событие огромное, которое нами до конца ещё не понято и не прочувствовано. Но совершенно очевидно, что сегодня происходит закладка фундамента, на котором может выстроиться великолепное здание», — поделился эмоциями перед выходом на сцену Анджей Белецкий.

Фото: АиФ в Туле/ Олег Бондарь

«Сегодня у нас яркое событие: на родине Даргомыжского звучит музыка этого великого композитора. Доступ к высокому искусству должны иметь жители не только крупных городов, но и отдаленных уголков. Чем чаще в наших малых городах будет представлено русское искусство, тем более насыщенной и интересной будет культурная жизнь регионов», — выразила уверенность Татьяна Рыбкина и поблагодарила артистов московских театров, а также местные учреждения культуры и творческие коллективы, жителей области и гостей, которые приехали в посёлок Арсеньево и стали свидетелями рождения нового масштабного фестиваля.

«Убеждена, что следующий фестиваль имени Даргомыжского, посвящённый русской культуре XIX века, будет иметь не меньший успех», — отметила министр.

Справка
Главные творческие достижения Александра Даргомыжского привели к реформе русской оперы и появлению жанра лирико-психологической драмы («Русалка», «Каменный гость»). Композитор стал основоположником декламации в мелодии, точно передающей состояние героев, жест и даже мимику персонажей, что привело к формированию новых жанров, в частности сатирической песни. Именно Даргомыжского считают прародителем реалистического направления в русской музыке.​