Тульскому академическому театру драмы представили нового худрука — Вадима Данцигера. Tula.aif.ru познакомился с ним поближе и задал удобные (и не очень) вопросы.
Просто порекомендовали
Олег Бондарь, tula.aif.ru: Вадим Иосифович, так кто кого нашёл: вы новое место работы или оно вас?
Вадим Данцигер: Было приглашение по телефону от директора Тульского драмтеатра Олега Станиславовича Михайлова. До этого мы с ним знакомы не были, думаю, что, когда он был в поиске кандидата на должность худрука, ему меня просто порекомендовали.
— А почему именно вас, как считаете?
— Трудно сказать. Наверное, потому что у меня накоплен достаточно немаленький опыт художественного руководства театром, в том числе и в период реконструкции, то есть опыт того, через что в скором времени предстоит пройти и театру в Туле. Думаю, это каким-то образом тоже предопределило выбор. Просто я хорошо знаком с ситуацией, когда здание театра реконструируется, а коллектив, несмотря на это, продолжает работать. В общем, на сделанное мне предложение я довольно быстро ответил согласием.
— И как думаете, надолго ли вы здесь?
— Если был бы глубоко верующим человеком, а не агностиком, то сказал бы: Богу виднее. А так, на данный момент у меня договор на три года. Дальше жизнь покажет.
— Что вам было до этого известно о Тульском драмтеатре? Насколько с ним знакомы?
— Моё знакомство с его биографией и художественностью началось ещё во время учёбы в ГИТИСе, где я изучал историю русского театра, и Тульский драматический, как один из старейших в России, был включён в программу предмета. Потом мы иногда пересекались на каких-то театральных фестивалях и некое представление об этом театре у меня было.
— И каково оно?
— Честно скажу, не коллекционирую негативные рекомендации касаемо театров, но и без того не слышал о Туле ничего плохого. Когда уже приехал, то посмотрел несколько спектаклей, в том числе музыкальную феерию «Шагреневая кожа». Это зрелищно. Очень хорошее решение. Такие спектакли должны быть в репертуаре.
Без хайпа на пустом месте
— А каких спектаклей быть не должно?
— Театр будет уходить от бульварной драматургии. Но это не значит, что мы начнём делать какие-то занудные спектакли. Нет. Будут и комедии, и что угодно — пожалуйста. Но низкопробный материал (а я буду за этим очень серьёзно следить) мы брать не будем.
— Можете привести примеры низкопробной драматургии?
— Этим я могу обидеть некоторых авторов — современных и не только. Но речь о так называемых французских комедиях, которые и определяют бульварность. Это, как правило, истории либо ни о чём, либо о чём-то из разряда «кто с кем переспал» и т.д. Мне кажется, что есть масса тем, которые гораздо интересней. Комедийные проекты, повторюсь, тоже будут рассматриваться, но только на основе драматургии, позволяющей работать более профессионально и достойно — так, чтобы театр сохранял лицо, а не опускался до примитивного уровня. При этом будем выравнивать репертуар в сторону классики — без неё театра быть не может, будем заниматься и современной драматургией, а она есть и неплохая.
Когда мне говорят, что сейчас авторы не умеют писать и нет хороших современных пьес, значит, люди просто не читают. Такие пьесы будем ставить для большой сцены и для малой, где планируем развивать экспериментальное направление, что позволит держать труппу в тонусе, ведь эксперимент — это лаборатория, которая даёт возможность артисту продолжать учиться.
— А к экспериментам на грани фола как относитесь? Ну там, скажем, Гамлет в семейных трусах и тому подобное...
— Ну, раздевать Гамлета, на мой взгляд, это не попытка экспериментировать, а некий хайп. Это не моё направление, я воспитан на классическом театре. И даже если мы уходим от классической трактовки и, условно говоря, не используем костюм исторический, за этим, прежде всего, должна быть какая-то мысль. А хайповать на пустом месте — это неправильно. И заниматься тем, чем занимаются сегодня в некоторых московских театрах, мне неинтересно.
— Скандальных экспериментаторов, Бутусова и Богомолова, как оцениваете?
— Не хотелось бы коллег как-то комментировать. Существует касса. И если на их спектакли ходят, значит, это имеет право быть. Всё, что говорит Богомолов... Подпишусь под каждым его словом, но мне не нравится то, что он делает. Слова с делом расходятся.
А Бутусов... Его режиссура на раннем этапе в своё время на меня очень сильно повлияла. Поставленные им спектакли казались мне чем-то невероятным. Это было интересно на уровне тем и на уровне их реализации. А те эксперименты, в которые Бутусов ушёл сейчас... Ну, не знаю... Это уже где-то за границами театра, а мне интересен мир именно в его границах. Как только я покидаю эту территорию, значит, занимаюсь уже не театром.
Э-э, нет, торопиться не надо
— Что скажете о пресловутой оптимизации театров, когда под одной крышей объединяют сразу несколько учреждений, причём очень разных?
— Скажу сразу, что Тула по своей модели оптимизации, является исключением из правила, за что большое спасибо Олегу Станиславовичу Михайлову. Потому как при административном слиянии здесь сохраняется художественное руководство в каждом из театров. А это принципиально отличает, причём в лучшую сторону, театральные процессы от ситуаций в некоторых других городах, где такого не происходит. Понимаю их с экономической точки зрения, но не с художественной. Каждый театр самобытен, у него своё лицо, и когда эти лица пытаются свести в одно... Ну, во-первых, это невозможно. Не знаю ни одного удачного примера слияния театров по линии художественного руководства. Много езжу по стране, да и по Москве вижу, что ничего хорошего из этого не вышло. Мне кажется, что те люди, которые всё это тянут, просто не думают о последствиях. Они думают о сиюминутной выгоде. Всё это приведёт к упадку театра. Собственно, уже привело. Мы это можем наблюдать на примере многих других театров.
— О своей первой постановке в Тульском драмтеатре уже задумывались?
— Если говорить о выбранном материале, то есть несколько вариантов. Но в любом случае приступлю к постановке не раньше, чем после Нового года, а пока знакомлюсь с труппой: буду смотреть, как артисты работают, буду общаться с ними, надеюсь, и они будут общаться со мной. От того, насколько хорошо смогу понять артистов, будет зависеть распределение ролей. А мой мастер Леонид Хейфец говорил, что правильно сделанное распределение ролей — это пятьдесят процентов сделанной работы. Поэтому я не привык здесь ошибаться. У меня есть возможность не торопиться с началом своей режиссёрской деятельности, и я буду этим пользоваться. Единственное, что могу сказать: ставить буду пьесу современную и первый спектакль хочу сделать на артистов старшего поколения, потому что это хлеб и соль театра. Всегда с огромным уважением относился к людям, которые всю жизнь отдали театру. Это моя дань этим артистам.