Кризис не остановил бэби-бума

   
   

Стала ли в период экономического кризиса актуальнее тема приёмных семей и детей-сирот? Индексируются ли сиротские пособия? Часто ли взрослые, потерявшие работу, пытаются взять приёмное дитя с целью личного обогащения? А дети отказываются жить в приёмной семье? - На эти и другие вопросы наших читателей постаралась ответить председатель комитета Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству Юлия Филимонова.

Переходный

возраст

в демографической политике

- Совсем недавний случай, - рассказывает Юлия Геннадьевна. - 14-летняя девочка отказалась жить в приёмной семье: переходный возраст. Она попала в эту семью в 12 лет, прожила в ней два года. В семье кроме неё ещё трое приёмных детей. Сбежав от приёмных родителей, девочка уехала из Алексина. Нашли её в Туле. Говорит, что мать к ней жестоко относится. Мы стали разбираться. Оказалось, мама не разрешает девочке-подростку гулять до часа ночи, в десять вечера "загоняет" домой. Мама забирает пластиковую карточку и не даёт снимать пенсию: на эти деньги ребёнок покупает пиво, чипсы, орешки. И - о ужас! - "плохая" мама заставляет мыть посуду и обувь. Как же так, ведь в интернате вместо девочки всё это делали нянечки!

Сказать, что в связи с кризисом как-то изменилась динамика приёмных семей, пожалуй, нельзя. Можно отметить, что в последние годы детишек стали охотнее брать в семьи, но это, я думаю, с экономикой никак не связано. Скорее, с "человеческим фактором", приближением "эры милосердия".

- Часто ли отказываются от младенцев?

- Знаете, по статистике заметно меньше. Наверное, в общей совокупности просто рождаемость увеличилась. А вот мы, бывает, что и отказываем потенциальным родителям. Не каждому можно доверить воспитание ребёнка. Часто приходят совсем старенькие бабушки со словами: "Дочка, сколько ты за детей платишь? Давай, я сколько-нибудь возьму к себе, повоспитываю, пока жива ещё".

Каждому ребёнку -

по маме

- Насколько актуальны сегодня центры помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации? Лет пять-шесть назад в некоторые из них детишки в очередь стояли.

- Сегодня места хватает всем. Это не значит, что жизнь у всех детей стала благополучнее. Увеличилось количество таких центров, а у их сотрудников, педагогов и психологов, прибавилось опыта работы. Ребёнок в соццентре находится ровно месяц. За этот месяц пытаемся найти ему замещающую семью из родственников или других людей. И если органы опеки за это время не находят ребёнку замещающую семью, то решается вопрос о направлении его в детский дом, интернат или другое учреждение.

-Удаётся ли возвращать детей в семьи?

- Это тоже один из важных моментов нашей деятельности. Мы работаем не только с детьми, но и с их родителями. Бывает очень непросто достучаться до их сознания. Например, за прошлый год удалось вернуть родителям всего 48 из 1131 ребёнка из выявленных нами неблагополучных семей. Но это тоже очень хороший результат. Он говорит о том, что в 48 семьях родители "пришли в себя". В этом году мы вернули родителям пока 27 детишек. Но год пока не закончился, думаю, удастся помочь и некоторым другим семьям.

Опекунов подучат

   
   

- Ведётся ли профилактическая работа с семьями, чтобы потом не приходилось возвращать детей родителям и наоборот?

- У нас в прошлом году был заключён договор с управой Тулы и городским управлением образования. В рамках этого соглашения с нами сейчас работают четыре центра психолого-педагогической помощи: "Преображение", "Шанс", "Валеоцентр" и "Контакт". Как раз именно там с родителями и детьми занимаются, туда приходят опекунские и приёмные семьи. В прошлом году эти центры посетили порядка 170 семей. Мы заключили договор с нашим тульским областным информационно-аналитическим медицинским центром. Они тоже работают с семьями.

Психолого-педагогические центры существуют в нескольких крупных городах нашего региона: в Ефремове - центр "Юность", в Алексине - "Лад", в Ленинском районе - "Доверие". На базе последнего была основана школа опекунов. Она действует и сейчас, просто не так активно, как раньше.

- А много ли в областном центре приёмных семей?

- В Туле, кстати, их не так много - всего 37. В них воспитываются 99 детишек.

- С какими проблемами к вам чаще всего обращаются приёмные родители?

- Просят оказать помощь в приобретении овощей. Или приёмная мама задаёт вопрос: как можно содержать ребёнка на 100 рублей в день? Недавно обращались ещё одни приёмные родители - просили помочь приобрести ребёнку велосипед или роликовые коньки. Другие ребятишки, дескать, катаются, а их малышу тоже очень хочется. Был звонок из района: там маленькие приёмные детишки, играя, сломали дверцу шкафа для одежды. Приобрести новую мебель этой семье тоже непросто.

- А велико ли денежное содержание детей и материальное вознаграждение приёмным родителям?

- Вознаграждение приёмным родителям составляет 3025 рублей на каждого из них, плюс надбавка 484 рубля, если дети до трёх лет или больные. Денежное содержание самих детей зависит от возраста. До 7 лет - 4782 рубля, с 7 до 12 лет - 5380 рублей, с 12 до 18 лет - 5619 рублей. Ежемесячно ещё 598 рублей выделяется на оплату коммунальных услуг. Для приёмных детей также компенсируются расходы на проезд в транспорте. В Тульской области 1350 рублей в придачу к другим выплатам получают те детишки, у которых нет пенсии по потере кормильца.

- Остро ли стоит вопрос с выделением жилья детям из приёмных семей?

- В области 6124 детей-сирот. Жильё закреплено за 5340 детьми. В прошлом году удалось приобрести квартир для сирот.

В этом году приобрели 8 квартир, они уже предоставлены нуждающимся в них детям-сиротам. Ещё 11 купленных в Туле, Венёве, Киреевске, Плавске квартир сейчас проходят регистрацию. Всего в этом году планируется приобрести 28 квартир для детей-сирот. Муниципальные образования тоже предоставляют им жильё, но только тем, кто живёт в ветхом фонде.

Смотрите также: