Зоопарк в его багаже

   
   

Самое последнее приобретение - вараны с острова Комодо. И весь этот зоопарк занимает не так уж много места. Ровно столько, сколько требуется для хранения фотографий, сделанных современным цифровым методом.

Охота за красотой

Фотосъёмками животного мира планеты Сергей Кокинский увлёкся два года назад. С того момента, как попал в первую российскую группу туристов, побывавшую в африканской Уганде. Дело в том, что "изюминка" тура в страну - посещение естественных мест обитания голубых горилл. Только там, и больше нигде на Земле, живут последние в дикой природе 500-600 особей этого уникальнейшего вида животных. Туристы на месяцы вперёд записываются в очередь, чтобы попасть в национальный парк, где голубых горилл можно увидеть и сфотографировать.

Собственно фотографией Сергей начал заниматься ещё в школьные годы. Потом, за другими делами, подзабросил хобби. Вспомнил о нём, когда стал много ездить. Сначала путешествовал по стране. Потом, "раскрутив" свой бизнес, начал колесить по миру. Интересно было посмотреть, что за жизнь "там, где нас нет".

А где путешествия - там и фотосюжеты. Чтобы их запечатлеть, вначале годилась обычная "мыльница". Но как-то Сергей получил возможность сравнить свои фотографии с теми, что были сделаны на хорошей аппаратуре. Понял: это действительно "две большие разницы". И началась погоня за качественной техникой по принципу: "Ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить..."

Но результат его стараний говорит сам за себя. Хорошая техника в комплексе с верным глазом и прирождённым талантом фотографа помогли создать целую "портретную галерею" представителей живой природы. Здесь каждый снимок имеет своё настроение, каждый зверь - индивидуальные черты характера.

Благодаря поездке в Уганду Сергей увлёкся фотоохотой - и Африкой. "На этот континент "подсаживаются" как на наркотик, - объясняет он. - Хотя каждый находит там что-то своё..."

А фотоохота дарит те же самые, вплоть до мелочей, острые ощущения, что и настоящая охота на диких зверей. То же длительное выслеживание из засады - и по два, и по четыре часа подряд. Тот же азарт - не промахнуться, не упустить долгожданную добычу. То же нетерпеливое, затаив дыхание, ожидание, когда цель появится на линии выстрела. Так же, как перед выстрелом, фотограф затаивает дыхание перед тем, как нажать на спуск, и встраивает это движение между ударами сердца. Зато "трофеем" подобной охоты становится не холодеющее тело, теряющее всю прелесть движений и красок, а сохранённая для людей нетленная красота живой природы.

Не будите

спящего льва...

Из той своей памятной угандийской поездки Сергей Кокинский привёз фотопортрет вожака семьи голубых горилл. И привычку заранее, ещё дома, готовиться к каждому путешествию.

Знание среды обитания и повадок диких животных помогает фотографировать их во всей естественности обычного повседневного поведения. А соблюдение правил безопасного поведения с представителями данного вида позволяет благополучно, без моральных и физических потерь вернуться к себе домой.

Например, непуганые морские котики, как убедился Сергей в чилийской Патагонии, те ещё "тихони". Если к их мирно резвящейся в воде стае подойти в лодке ближе чем на 50 метров, безобидные вроде бы зверушки быстро покажут, кто здесь самый "крутой". Немедленно отрядят навстречу наглецам "отряд самообороны" из семи-десяти самых отчаянных храбрецов. Те плывут к лодке клином, выставив из воды головы, и грозно шипят. Недвусмысленно намекают: мотай отсюда, не то хуже будет!

А при близком общении с гориллами необходимо выдерживать ещё более строгий этикет. Доминирующий самец воспримет как вызов со стороны соперника, если чьи-то глаза окажутся выше уровня его глаз. А весит он "всего-навсего" около трёх центнеров. И характер имеет крайне суровый - как ещё можно удерживать в повиновении семейство аж из 20 шумных и беспокойных особей.

Но, даже вызвав гнев самца, можно избежать расправы, если вовремя лечь на спину, раскинув руки. Наши дикие родичи, оставшиеся на низшей ступени эволюции, в отличие от людей, свято соблюдают правило: "Лежачего не бьют".

"Я мечтала суп

поесть черепаший..."

Самое интересное, считает Сергей Кокинский, это побывать там, где ещё никто не был, увидеть то, что никто ещё не видел. Например, он сфотографировал страусов - и не где-нибудь на привычном фоне пустынной степи. Его страусы гуляли на фоне стыка двух океанов, Индийского и Атлантического, по самой оконечности мыса Доброй Надежды. Как подтверждают все знатоки, это очень редкий кадр.

- Но сейчас всё истоптано! - сокрушается Сергей. - Одно время у меня была "идея фикс" - съездить на остров Пасхи. Пока я не узнал, что от его былой уединённости ничего не осталось, там даже есть несколько фешенебельных гостиниц. И полюсы сейчас люди топчут, и Антарктиду, и Исландию...

Хотя тот же африканский континент бывает подолгу недоступен для европейцев из-за войн, которые, как пожар, охватывают то одни, то другие страны. Потом, когда "белые" там всё же появляются, местные детишки показывают на них пальцами - это поколение ещё не видело людей с таким цветом кожи.

В Африке Сергей побывал в племени пигмеев, которое также не слишком-то близко знакомо с современной цивилизацией. Дары этого племени - самые настоящие, только не отравленные, стрелы и нож вождя - сейчас украшают кабинет нашего тульского путешественника. А ещё там стоят деревянные резные фигурки, образцы современного африканского искусства. И висят в рамочке засушенные насекомые из Юго-Восточной Азии - одна сороконожка размером с ладонь чего стоит...

Выяснилось, что всю эту ползучую и прыгучую пакость в азиатских и африканских странах едят за милую душу - с продовольствием там традиционно туговато. И Сергей из любопытства неизменно пробует экзотические блюда местной кухни. Впрочем, скорпион ему не понравился. Говорит - на вкус как труха, пресный и без запаха.

- Там на улицах по вечерам продают пять-шесть видов насекомых на развалах, - объясняет он с видом знатока. - Только европейцам не рекомендовано есть то, что продают с лотков. Из-за условий приготовления всё это годится лишь для местных желудков...

Есть много стран, где налажена более цивилизованная система питания, отвечающая санитарным требованиям. Там Сергей пробовал суп из кобры, питона, крокодила - в виде шашлыка и на гриле. Мясо питона оказалось жёстким и резиноподобным. Крокодил на вкус мало от него отличался, хотя как-то раз Сергею удалось попробовать крокодила, мясо которого было очень похоже на куриное и буквально таяло во рту.

Так что вся пищевая экзотика в точности подходит под анекдот: "Не люблю я кошек! - Вы просто не умеете их готовить..."

Самая дивная кухня, считает Сергей, в Чили и ЮАР. Большое разнообразие морепродуктов, и всё очень вкусно.

- Ну и толстым, наверное, вы приезжаете домой!

- Наоборот, поджарым, - улыбается Сергей. - Когда снимаешь животных, практически каждый день приходится переезжать на новое место. Всё время в беготне, в суете - особенно разъедаться некогда. А по утрам питаешься сухими завтраками...

Но жизни без этих поездок он уже не мыслит. В позапрошлом году он отправлялся в путешествие каждые два месяца. В прошлом выбирался реже. Как получится в наступающем, будет зависеть от положения дел на фоне протекающего кризиса.

- Если ездить с экономией бюджета, чтобы уложиться примерно в тысячу долларов, то наш "шарик" оказывается очень маленьким и поехать практически некуда, - поясняет Сергей как бывалый путешественник. - А если можешь потратить большие деньги, то и "шарик" становится о-очень большим...

Ну что ж, выход из положения всегда есть. В конце концов, известный натуралист Джеральд Даррелл, чтобы набрать деньги на свои экспедиции, писал книги о предыдущих поездках. Чем хуже Сергей Кокинский?..

Елена Хворостенко

   
   

Смотрите также: