Кто кормить будет? Почему жители села отказываются от личных хозяйств

Валерий Христофоров / АиФ

Сколько компенсацию ждать?

- Получение компенсации прошлогодних потерь - дело долгое, - объясняет министр Дмитрий Миляев о новом сезоне. - Есть постановление российского правительства, устанавливающее порядок финансовой поддержки сельхозпроизводителей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера. Акт о том, что на территории региона в прошлом году действительно была объявлена чрезвычайная ситуация, составлен на базе прогнозов и данных Росгидромета. А ЧС была введена в Арсеньевском, Белёвском, Богородицком, Венёвском, Воловском, Заокском, Каменском, Кимовском, Киреевском, Куркинском, Плавском, Суворовском, Тёпло-Огарёвском, Узловском, Чернском, Щёкинском районах, в Алексине, Ефремове, Новомосковске, Туле.

   
   

Акт, подтверждающий факт чрезвычайной ситуации, отправлен в Минсельхоз страны. Минсельхоз в свою очередь подтвердил факт ЧС. Далее готовится обращение о выплате компенсаций пострадавшим от погоды и не собравшим свой урожай. Наши обращения на стадии рассмотрения. Кстати, речь идёт о компенсации только средств, вложенных в урожай, а не об упущенной выгоде.

В 2016 году в области погибло около 40 тысяч гектаров… При этом, как отмечает Миляев, в 2016 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур превысил 1,6 млн тонн. Цифры неплохие, но качество зерна… Высок удельный вес пшеницы пятого и четвертого класса. Продовольственной пшеницы 3 класса мало. А именно она и ценится на рынке зерна.

В общем, крестьянин, на государство надейся, да сам не плошай. А пока и крупные сельхозпроизводители, и фермеры ищут деньги, чтобы вложиться в новый урожай. Кто-то достаёт свои заначки, кто-то занимает у родственников и друзей, кто-то бьётся с банками за кредиты. В общем, картина крестьянская весенняя известная, жизнь их в этом плане разнообразием не балует. И, как всегда, есть надежда на то, что крестьянство захочет есть само, а оно, конечно, захочет, а значит, и нас всех накормит. При этом - хоть получив долгоидущую компенсацию, хоть нет. Крестьянство у нас не раз показало примеры стойкости. Да и куда ж ему деваться…

Точка невозврата?

А что же нам ждать от частного сектора? В регионе зарегистрировано 184 тысячи подсобных хозяйств. Цифра небольшая. И каждый год таких хозяйств становится всё меньше.

Как показала сельхозперепись, сельская жизнь теряет привлекательность, личных подсобных хозяйств за десять лет стало меньше на 20%. Даже в Краснодарском крае, где расположено больше половины российских подсобных хозяйств, в последние годы их количество значительно сократилось. А природные условия края гораздо привлекательнее и удобнее для ведения хозяйств.

К тому же, как у нас, так и там, серьёзной проблемой, вызвавшей сокращение частного животноводства, стала африканская чума свиней и последовавшее ужесточение норм их содержания. Опять же, деревни вымирают, горожане тоже всё больше отказываются от огородов и живности, ибо проще купить готовую продукцию, чем вкладываться в выращивание и содержание. Немаловажный фактор - сокращение дачных, садоводческих и огородных хозяйств.

   
   

- Не хочется говорить, что это необратимый процесс, но вернуть его назад достаточно сложно, - говорит Дмитрий Миляев. - Обычно село держалось на сельскохозяйственных предприятиях, не важно, как они назывались - колхозы, совхозы, общества с ограниченной ответственностью. Сегодня количество занятых в сельскохозяйственном производстве значительно меньше, чем это было 15-20 лет назад.

Да и собственно сельское хозяйство сегодня другое, а предприятия существуют одни и те же. Просто если раньше в них работали, скажем, 400 человек, то в условиях технического прогресса - 75. При этом показатели по посевным площадям или количеству скота не снизились. Понятно, что невостребованные сельчане уезжают из села. И это нормальный процесс.

Однако, как рассказывают руководители разных сельхозпредприятий, они пришли к точке, когда людей уже надо возвращать, а те не спешат вернуться. И теперь требуется создать серьёзную государственную долгосрочную программу поддержки села, которая позволит справиться с ситуацией. А во все времена людям надо, чтобы была надёжная крыша над головой, хорошо оплачиваемая работа. Чтобы были детские сады, школы и учреждения культуры рядом. Ну и дороги хорошие. А где всё это? Оттого сельчане отказываются даже от относительно небольших подсобных хозяйств. Да и выращенное - больше, чем требуется семье, - продать негде. Вот и снаряжают своих внуков и детей в поход за лучшей долей - подальше от села. Глядишь, мол, полноценнее жить станут.

Языком цифр
В Тульском регионе - 241 сельскохозяйственный товаропроизводитель, 518 фермерских хозяйств, 164 перерабатывающих предприятий, 184 000 личных подсобных хозяйств. В 2016 году объём производства сельхозпродукции в области превысил 65 млрд руб. Произведено 185,8 тыс. тонн молока, а также 98,1 тыс. тонн мяса, что на 9,7% больше, чем в 2015 году. На 13,3% увеличилось производство мяса птицы, на 34,4% - мяса свинины. Получили 326,8 млн штук яиц. Собрали 447,3 тыс. тонн сахарной свёклы, 71,2 тыс. тонн рапса. 900 тыс. тонн - валовой сбор картофеля.

Замыслили сыр делать

А вот крупных сельхозпроизводителей государство поддерживает куда как больше. В прошлом году субсидии получили 968 заявителей.

- Традиционно укрепляется финансовая устойчивость предприятий, возмещаются процентные ставки по долгосрочным и инвестиционным кредитам. Это основная доля господдержки, - рассказывает Дмитрий Миляев. - Растениеводам, в частности, возмещается часть затрат на покупку элитных семян, на закладку садов интенсивного типа и уход за ними. Животноводы получают субсидии на покупку племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления и на реализованное молоко...

Всё это тоже помогает большим сельхозпроизводителям оставаться на плаву. И это хорошо. А что нового нас ждёт в сельскохозяйственной отрасли в ближайшее время? Да хотя бы то, что в нашем регионе будут делать сыры твёрдых сортов. Насколько уж они удадутся и насколько вменяемой будет их цена - говорить рано. Пока идёт реконструкция здания под производство, заключены контракты на поставку оборудования, персонал две недели обучался во Франции.

- В Щёкинском районе после вспышки африканкой чумы восстановлен свинокомплекс, - добавляет оптимизма министр. - Это было, по большому счёту, делом чести как для руководства предприятия, так и региона. Мы с этим справились.

…Теперь бы ещё цена на эту свинину, как и на другую местную продукцию, оказалась по карману среднему жителю региона. Однако, судя по рынкам, где торгуют местные, она отчего-то никак не становится ниже цены продукции, привозимой к нам из других регионов или стран. Может, везут на рынки как-то особенно замысловато?